Что общего между Кацуриным, Бандерой и вступлением России в НАТО
Историю следует знать хотя бы для того, чтобы не попадать впросак
В новом выпуске о еде Миша Кацурин, делая обзор на этот раз кухни Польши, сделал пафосное вступление: мол, "иногда бывает, что везет с соседями, а иногда – не очень. Украине одновременно повезло и нет. С одной стороны – агрессивный сосед, нападающий на нас за всю историю 22 раза, а с другой – страна замечательных людей, которая приняла миллионы украинских беженцев и опше". На этом месте я чуть не пырснул чаем на монитор, потому что как раз недавно хохотал с шутки Тимоти Снайдера в одной из его лекций: "Мы живем действительно в исторические времена – на территории Украины идет война, а Польша в нее не вступает". Думаю, что и Степан Андреевич, который был приговорен на Варшавском процессе сначала к смертной казни, которую впоследствии заменили на пожизненное, поднял бы вверх одну из своих красивых бровей от пассажа Кацурина. Потому что неизвестно, какова была бы судьба его личная и ОУН, если бы не Вторая мировая.
Кейс поляков – поистине удивительный. Ибо у них еще более пестрая историческая судьба, чем у украинцев
Кейс поляков – поистине удивительный. Потому что у них еще более пестрая историческая судьба, чем у украинцев. Они страдали очень долго от немцев, пережив репрессии языка, и от россиян, и сами были имперцами, веками разделяя с россиянами Украину в разных пропорциях разными договорами. Именно они ставили палки в колеса галичанам в Австро-Венгерской империи и, как только та почила в истории – поспешили аннексировать себе Галицию, незаконно использовав армию Юзефа Галлера и фактически поставив крест на украинских освободительной борьбе начала ХХ века. Но у них тоже внутри боролись разные течения – от чисто национальной Польши без всяких там украинцев и белорусов и что-то вроде федерации с уже вышеупомянутыми автономиями. После Первой мировой сложился худший вариант – просто Польша, где украинцы стали самым большим национальным меньшинством, но без всякой автономии и прав, на худшем положении, чем было в А-У.
Два родных брата Степана Бандеры погибли в Аушвице, но мало кто знает, при каких обстоятельствах
Поляки из своей имперскости выходили очень тяжело и, возможно, не менее кровавой ценой, чем немцы. Они снова в 39-м стали жертвой агрессии, и нападением на Польшу началась Вторая мировая. Затем кровавые военные годы, включая Волынь и другие вещи, о которых неприятно вспоминать. Даже находясь в немецких концлагерях, они не переставали враждовать с украинцами. Возможно, многие из вас знают, что два родных брата Степана Бандеры погибли в Аушвице, но мало кто знает, при каких обстоятельствах. И лучше не гуглите, честно. Не ко времени.
Польша должна была пережить войну и оккупацию Советами, чтобы на самом деле понять судьбу оккупированных народов и прорастить в себе эмпатию к украинцам и уважение к их праву на свои земли. Это действительно произошло, но это было непросто. И они огромные молодцы как нация.
Парадоксально, но одним из вариантов будущей безопасности для Украины является принятие России в НАТО, или хотя бы ее половины
Ярослав Грицак в каком-то интервью справедливо заметил, что россиянам не хватает своего Ежи Гедройца, чтобы стал совестью нации и научил россиян уважению и добрососедству. Неизвестно, при каких обстоятельствах он может появиться. Может, им действительно может стать Навальный, который не бутерброд, но вполне в хороших отношениях с США и Западом. Может, с его помощью удастся располовинить Россию и получить еще один рубеж между Европой и Китаем, с которым также на горизонте намечается серьезное противостояние, и сейчас одновременно идет борьба за то, с кем будет Россия в этом противостоянии. Парадоксально, но одним из вариантов будущей безопасности для Украины является принятие России в НАТО, или хотя бы ее половины. И в начале 90-х даже были какие-то попытки сблизиться, но потом пришел Путин и все прекратил. Для НАТО усилиться еще одним ядерным государством и отмежеваться от Китая было бы очень даже неплохим вариантом. В конце концов, это способ остановить наконец трение на границе Украины и России и передвинуть границу Азии на пару тысяч километров вглубь. И для нас это шикарный способ перестать наконец быть крайними, потому что крайних, как известно, кусают волки.
Но это все просто размышления уставшего воображения. Как оно будет – неизвестно.
Комментарии