Миграция и синдром второго года. Чего ждать 2023-м
Экономические уроки 2022 и вызовы 2023 для Украины
1. Эмиграция из Украины и будущая миграция в Украину. Самый главный вызов, с которым нужно работать уже здесь и сейчас. Это только кажется долгосрочной задачей. На самом деле она насущна и очень срочна. "Крылатое выражение" – у нас 1 пенсионер на одного работника – было актуально еще до войны. Еще до 2014 года. Сейчас гораздо более актуален. С такой демографией, как у нас, невозможно долгосрочное экономическое развитие даже при постоянной подпитке деньгами от международных партнеров. Тем более, нам даже после победы придется держать армию мирного времени не менее 500-600 тыс. человек. Это значит, что для устойчивого экономического развития нам нужно 45-50 млн человек, живущих и работающих в Украине. Привлечь, адаптировать их, адаптировать нас к этим людям – вот главный вызов для государства 2023 года и следующие многие годы.
Все инициативы государства следует в первую очередь оценивать через призму демографии.
Все инициативы государства, по моему мнению, следует прежде всего оценивать через призму демографии – "приведет ли эта идея/реформа/инициатива/регуляция" к притоку людей в Украину или нет. Это и есть главный критерий успеха и прогрессивности идей и реформ.
2. Неопределенность. Для экономики нет готовых решений или даже, как говорят айтишники, "прошивок к решениям". Их тоже нет. Международный опыт – важно, но не актуально, прецедентов таких войн нет уже почти 80 лет, а решения 75-летней давности по послевоенному восстановлению неприменимы из-за разницы в условиях и исходных данных. Все приходится делать из колёс. И здесь и сейчас, за войны, это нормально и единственно верно.
Горизонт планирования и оценки сузился до недель, максимум месяцев
Горизонт планирования и отметки сузился до недель, максимум месяцев. Приходится принимать решения, которые затем, при изменении условий, также будут изменены. И это тоже нормально и правильно. Как подсмотрел у одних плохих людей цитату, которая, несмотря на личности людей, довольно меткая: "Если сейчас экономист выглядит неуверенным в своих оценках или противоречит себе – это признак профессионализма". Так и есть. Настаивать на "единственно правильных решениях, инвариантных во времени", напротив, не очень хороший признак.
3. Синдром второго года. Такой термин есть у водителей и автострахователей – когда водитель получил удостоверение, и первый год отъездил без аварий, у него формируется чувство всезнания и безошибочности. И потому на второй год вероятность аварий выше: опыта еще по большому счету нет, а обманчивая уверенность в собственных силах уже есть. Наша экономика очень успешно прошла 2022 год. Бизнес работает – он не адаптировался, потому что до войны невозможно адаптироваться, но работает. Финансовая система работает, банковская система в очень хорошем состоянии как для войны. Работает инфраструктура. Работают государственные органы и компании. Нам помогают и помогают средства партнеры. Падения экономики и инфляция значительны "в абсолюте", но по сравнению с ожиданиями конца февраля-марта мы в гораздо лучшем состоянии, чем предполагали. Очень скромная девальвация, менее трети. Инфляция вообще ниже девальвации (цены растут медленнее, чем гривна дешевеет к доллару) – это очень неплохо во время кризисов.
Давайте не забывать, что прошлые успехи не означают будущих
Экономика, в целом, дает поводы с оптимизмом смотреть в 2023 году. Но давайте не забывать, что прошлые успехи не означают будущих. Давайте не поддаваться синдрому второго года, и не думать, что в экономике в дальнейшем все пойдет само собой, только потому, что мы были вежливыми и ответственными в 2022-м. Впереди много трудных решений и проблем, которые не решатся просто так. Придется продолжать быть столь же ответственными.
Комментарии