Запад должен помочь России
Помочь стать постимперской национальной страной
С начала 1990-х Россия требовала от Запада признания бывшего СССР, за исключением трех балтийских государств, своей исключительной сферой влияния, куда НАТО и ЕС не могут расширяться, а ООН не сможет проводить там миротворческие операции. Требование отражало слабость россиян по самоидентификации с РФ и непонимание Москвой, чем является "Россия".
Русская и советская идентичности в СССР были одним и тем же. У россиян самоидентификация с Союзом была выше, чем с РСФСР
В этом не было ничего удивительного, поскольку русская и советская идентичности в СССР были одним и тем же. У россиян самоидентификация с Союзом была выше, чем с РСФСР. В советской России не было республиканских институтов, существовавших в 14 нерусских республиках. В 1945 году диктатор Иосиф Сталин добился трех мест в ООН для СССР – для советских России, Украины и Белоруссии.
РСФСР не провозгласила независимость после неудавшегося путча в августе 1991 года. Вместо этого она взяла под свой контроль советские институты в Москве и начала постсоветское государственное строительство сверху вниз. Нежелание России полностью отмежеваться от СССР проявилось в начале декабря 1991 года, когда Москва настаивала на создании СНГ.
На протяжении 1990-х привязанность россиян к РФ оказалась слабой. Другие формы идентичности были более популярными. Например, призывы к возрождению СССР, реконструкции царской империи, развитию СНГ как нового союза или проект России в центре некой евразийской цивилизации. В 1990 году русский националистический диссидент Александр Солженицын предложил преобразовать СССР в российский союз восточных славян. Это было за 17 лет до того, как президент Владимир Путин запустил "русский мир".
До какой степени российская наднациональная идентичность была более популярна, чем национальная, можно было увидеть в 1993 году, когда красно-коричневый коммунистически-фашистский альянс сделал попытку государственного переворота против президента Бориса Ельцин. Три года спустя, перед выборами, президент Ельцин поддержал создание российско-белорусского Союзного государства, чтобы перетянуть электорат от претендента на пост президента от коммунистов Геннадия Зюганова.
В 1996 году Андрея Козырева на посту министра иностранных дел сменил председатель российской Службы внешней разведки Евгений Примаков. Примаков сместил фокус внешней политики Кремля с России как части общеевропейского дома на Россию в центре Евразии, конкурирующую с Западом.
У Путина с первых дней его президентства была навязчивая идея включить Украину в "русский мир"
В 1999 году председатель ФСБ Владимир Путин стал премьер-министром, а год спустя – президентом РФ. Путин продолжал поддерживать наднациональную идентичность России, которая претендовала на Евразию как на исключительную сферу влияния Кремля. У Путина с первых дней его президентства была навязчивая идея включить Украину в "русский мир".
Советский КГБ всегда был русской националистической и шовинистической структурой, а его потомки из СВР и ФСБ, пришедшие к власти в России в 2000-х, сохранили эти черты по отношению к Украине и другим бывшим советским республикам. Они никогда не считали, что республики обладают реальным суверенитетом. Восточные славяне были ядром СССР, и только их пригласили в начале декабря 1991 года в Беловежскую пущу, чтобы распустить Советский Союз. Остальным республикам после встречи просто сказали, что с 1 января 1992 года СССР не будет.
Путин вернулся на пост президента с целью войти в историю как собиратель русских, то есть восточнославянских, земель
В 2012 году Путин вернулся на пост президента с целью войти в историю как собиратель русских, то есть восточнославянских, земель. Он всегда рассматривал трех славянских членов "русского мира" как ядро своего Евразийского экономического союза. После аннексии Крыма в 2014 году и превращения Белоруссии в марионеточное государство в 2020 году последней костяшкой в домино была Украина, на которую он вторгся в феврале 2022 года. Путин полагал, что это будет быстрая победа.
Вторжение в Украину привело к снижению восприятия России как великой державы с мощной армией. Растет и широко распространяется мнение, что РФ находится в упадке и теряет влияние в своей евразийской сфере влияния. Это дает соседям России и Западу прекрасную возможность развить российскую идентичность от наднациональной к постимперской, национальной идентификации с РФ.
С этой целью Запад должен продвигать три направления политики.
Во-первых, нужно начать относиться к России как к национальному государству. Под Россией следует понимать РФ, а не бывший СССР, Евразию или "русский мир".
Во-вторых, нужно повлиять на другие государства бывшего СССР, чтобы они больше не поддерживали наднациональную идентичность России, участвуя в структурах СНГ. Членов ОДКБ и Евразийского экономического союза следует призвать к выходу и роспуску обеих структур. Следует призвать Армению вернуться к Соглашению об ассоциации с ЕС, от которого она отказалась в 2013 году.
Единственный способ, которым нынешняя война и поражение России не смогут стать новым циклом, – это устранение соблазна для Москвы повторно вторгнуться в Украину, застрявшую в "серой зоне"
В-третьих, Запад должен закрыть "серую зону" между НАТО и ЕС с одной стороны и российской Евразией – с другой. Украину следует пригласить в НАТО, чтобы помешать побежденной России восстановить свою армию и возобновить вторжение. Единственный способ, которым нынешняя война и поражение России не смогут стать новым циклом, – это устранение соблазна для Москвы повторно вторгнуться в Украину, застрявшую в "серой зоне".
Членство Украины в НАТО предотвратит повторное вторжение России. Невозможность больше включить Украину в "русский мир" будет способствовать упадку России как империи и росту русской национальной идентичности.
Спустя 30 лет после распада СССР статус России как великой державы и ее евразийская сфера влияния снова находятся в процессе распада. В интересах Запада поощрять эти дезинтеграционные процессы, трансформирующие российскую идентичность в постимперскую и национальную форму.
Специально для Gazeta.ua
Комментарии