НАТО, нацисты и сатанисты – просто оправдание. В чем настоящий мотив?

Кажется, Путин никогда не устанет придумывать сказки о фантомных фашистах, поклоняющихся дьяволу

Почему Владимир Путин вторгся в Украину? Ответ на вопрос зависит от того, когда вы спросите. За несколько месяцев до вторжения российский диктатор сосредоточил свой гнев на НАТО и попытался обвинить в росте напряженности вокруг Украины расширение военного Альянса после окончания холодной войны. Когда 24 февраля его войска напали, он сменил курс и объявил крестовый поход против "украинских нацистов". Совсем недавно попытался изобразить Украину "террористическим государством", настаивая на том, что Россия на самом деле борется против… "сатанизма", – пишет Питер Дикинсон для Atlantic Council.

Мотив вторжения Кремля – старомодная империалистическая война

Ни один из этих аргументов не выдерживает серьезной проверки. Вместо этого разные нарративы, исходящие из Кремля, отражают все более отчаянные попытки Москвы оправдать то, что на самом деле является старомодной колониальной империалистической войной.

Путин давно пытается использовать расширение НАТО в качестве предлога для своей агрессивной внешней политики. Это нравится россиянам, а также находит отклик у тех сегментов международного сообщества, которые считают, что США стали слишком сильно доминировать после окончания холодной войны. Однако попытки Путина представить вторжение как разумный ответ на расширения НАТО полностью опровергли его собственные действия.

Украина в первые дни вторжения сообщила России, что готова удовлетворить требования Москвы и исключить возможность будущего членства в НАТО. Это предложение Путин отклонил. В последующие недели президент Владимир Зеленский публично выступил с аналогичными предложениями отказаться от амбиций Украины в отношении НАТО, но РФ предпочла продолжить свое вторжение.

Само представление, что Россия рассматривает НАТО как реальную угрозу безопасности, было еще больше подорвано летом 2022 года, когда Москва пассивно приняла историческое решение соседней Финляндии присоединиться к Альянсу. Путин неоднократно ссылался на углубляющиеся связи Украины с НАТО в качестве оправдания вторжения, но перспектива скорого членства Финляндии не вызвала никакой значимой реакции Кремля в области безопасности.

Если бы Путин искренне верил, что вторжение НАТО в Россию хоть сколько-нибудь да вероятно, он, несомненно, укрепил бы финскую границу. Наоборот, в течение нескольких месяцев после решения Хельсинки присоединиться к Альянсу, Россия резко сократила свое военное присутствие вблизи Финляндии и соседних стран Балтии, входящих в НАТО, чтобы поддержать вторжение в Украину. Что бы ни говорил Путин на публике, он прекрасно понимает, что НАТО не угрожает России.

Смешивая многовековое освободительное движение Украины с нацизмом, Кремль хотел сделать украинскую идентичность ядовитой в глазах отечественной и международной аудитории

Российское мифотворчество об "украинских нацистах" еще старше жалоб на расширение НАТО и восходит к советской пропаганде времен Второй мировой. На протяжении десятилетий Москва преувеличивала военное сотрудничество между украинскими националистами и Третьим рейхом, удобно игнорируя гораздо более важный нацистско-советский пакт о разделе Европы. Смешивая многовековое освободительное движение Украины с нацизмом, поколения лидеров Кремля стремились сделать украинскую национальную идентичность ядовитой в глазах отечественной, и международной аудитории.

Энтузиазм Путина по поводу образа "нацистской Украины" вполне соответствует его более масштабным усилиям поместить советский опыт Второй мировой войны в основу современной российской идентичности. За последние 20 лет Путин превратил традиционное русское почтение к поколению, победившему Гитлера, в квазирелигиозный культ победы со своими собственными праздниками, святыми реликвиями и доктринальными догмами. Это позволило ему отбелить преступления советской эпохи, нападая на современных критиков советских репрессий как на духовных преемников нацистов. В путинской России обвинения в нацизме – обычные явления в публичном дискурсе и выдвигаются против головокружительного множества лиц, организаций и целых стран, но Украина остается самой популярной мишенью.

К несчастью для Путина, его вторжение привлекло беспрецедентное внимание СМИ к Украине, что помогло развенчанию мифа о "нацистской Украине"

Эффективность этой тактики всегда и во многом зависела от незнания Украины извне, в ориентированных на Россию материалах международных корреспондентов, базирующихся в Москве. К несчастью для Путина, его вторжение привлекло беспрецедентное внимание СМИ к Украине, что во многом способствовало развенчанию всего нарратива о "нацистской Украине".

Этот вопрос давно назрел. За последние 31 год украинской независимости, ультраправые так и не приблизились к власти в Украине и остаются значительно менее влиятельными, чем во многих других странах Европы. В то время как ультраправый кандидат Марин Ле Пен набрала 41,45% голосов на президентских выборах 2022 года во Франции, украинские ультраправые обычно изо всех сил пытаются получить поддержку, выражающуюся однозначным числом на выборах. На последних президентских выборах в Украине в 2019 году ведущий кандидат от националистов набрал 1,6% голосов. Спустя несколько месяцев, во время последних парламентских выборов, многие крайне правые партии Украины объединили усилия в попытке улучшить результат. Эта объединенная националистическая платформа с треском провалилась, набрав всего 2,15% голосов.

Ничто так не подчеркивает абсурдность обвинений в "нацистской Украине", как сам Зеленский. Президент Украины одновременно еврей и носитель русского языка. По мнению Кремля, это должно было сделать его крайне непривлекательным для украинских избирателей. Напротив, Зеленского избрали президентом с рекордным отрывом голосов, и впоследствии он обеспечил уникальное парламентское большинство для своей только созданной партии. Этот успех тем более замечателен, что его достигли во время выборов военного времени, проходивших в атмосфере повышенного патриотического подъема.

Чиновники путинского режима и пропагандисты прямо заявили, что заявленная Путиным военная цель "денацификации" на практике означает "деукраинизацию" Украины

От начала вторжения неудачные попытки изобразить Украину как нацистское государство вынуждают Москву заниматься все более неправдоподобной умственной гимнастикой. Не имея возможности представить каких-либо реальных украинских нацистов, чиновники путинского режима и пропагандисты пытались утверждать, что сама идея независимой Украины – нацистская концепция, признавая при этом, что заявленная Путиным военная цель "денацификации" на практике означает "деукраинизацию" Украины.

Замешательство Кремля было, пожалуй, наиболее очевидным в странных и постыдных антисемитских комментариях, сделанных министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым во время майского выступления в итальянской телепрограмме Zona Bianca. Когда его попросили устранить очевидные противоречия между заявлениями России о "нацистской Украине" и тем, что в Украине президент-еврей, Лавров ответил, что в Адольфе Гитлере тоже имел "еврейскую кровь". Его заявление вызвало волну глобального осуждения, и Путин, в итоге, был вынужден вмешаться и принести личные извинения израильским лидерам.

Этот инцидент иллюстрирует поразительную недавнюю деградацию российской дипломатии, которая сейчас достигла уровня, когда ее часто невозможно отличить от теорий заговора в интернете. Ведущие российские дипломаты, вынужденные защищать необоснованное вторжения, отступили в мир альтернативной реальности, полный отрицаний и темных фантазий. Пока Лавров разглагольствовал о "еврейских корнях Гитлера", посол России в ООН Василий Небензя ошеломлял своих коллег фантастическими рассказами о генетически модифицированных украинских комарах. Неудивительно, что раздраженный британский посол Барбара Вудворд недавно задала вопрос: "Сколько еще нам придется терпеть эту чепуху?"

Путин отчаянно нуждается в новых нарративах, объясняющих его вторжение

Неловкое отсутствие украинских нацистов и отсутствие реакции России на заявку Финляндии на членство в НАТО привели к тому, что Путин отчаянно нуждается в новых нарративах, объясняющих его вторжение. Исследователи дезинформации недавно отметили всплеск упоминаний Россией Украины как "террористического государства" на фоне очевидных попыток позиционировать войну как контртеррористическую операцию. Это включало кампанию на высоком уровне под руководством самого Путина и министра обороны России Сергея Шойгу, которые безосновательно обвинили Украину в планировании акта ядерного терроризма с использованием грязной бомбы.

Хотя идея, что Украина сама нанесет ядерный удар, может показаться надуманной даже по российским меркам, это ни в коем случае не самое смелое оправдание Кремля. С конца сентября высокие чиновники режима пошли еще дальше и активно пытались представить вторжение в Украину как священную войну против сатанизма. Путин задал тон, назвав своих оппонентов "сатанистами" во время обращения, посвященного аннексии четырех областей Украины.

Другие с энтузиазмом последовали примеру Путина. В октябре заместитель секретаря влиятельного Совета национальной безопасности России Алексей Павлов заявил, что "десатанизация Украины становится все более актуальной". Этот призыв поддержал бывший президент России Дмитрий Медведев, который заявил 4 ноября, в День народного единства России, что цель вторжения в Украину – "остановить верховного правителя ада, какое бы имя он ни использовал – Сатана, Люцифер или Иблис". Ключевые пропагандисты, включая Владимира Соловьева, также поддержали идею, что Россия находится в состоянии войны с сатанизмом.

За все более дикими попытками Москвы оправдать вторжение стоит глубоко неприятная правда – решение Путина о вторжении, вовсе не реакция на расширения НАТО или украинский экстремизм. Это продукт бескомпромиссного империалистического мышления, которое он разделяет с миллионами россиян, отказывающихся принять вердикт 1991 года.

Путин воспринимает Украину как символ несправедливого постсоветского урегулирования и расценивает принятие страной европейской демократии как экзистенциальную угрозу для России

Все правление Путина сформировано его жгучим негодованием по поводу кажущейся несправедливости распада СССР, который он считает "распадом исторической России". Это подпитывало его одержимость Украиной, которая веками занимала ключевое положение в самом центре российской имперской идентичности. Путин рассматривает существование независимой Украины как символ несправедливого постсоветского урегулирования и расценивает принятие этой страной европейской демократии как экзистенциальную угрозу для России. Он неоднократно отрицал право Украины на государственность, утверждая, что современная Украина искусственно отделена от России. Накануне вторжения он назвал Украину "неотъемлемой частью нашей собственной истории, культуры и духовного пространства".

Наиболее показательные высказывания российского диктатора прозвучали летом 2022 года, когда он прямо сравнил вторжение с имперскими завоеваниями XVIII века Петра Первого. Путин попытался объяснить это утверждение, заявив, что он просто "возвращает исторически русские земли", но действия его армии несут все признаки жестокого колониального завоевания. Российские войска превратили целые города в руины и убили десятки тысяч мирных жителей. На подконтрольных Кремлю украинских территориях российские военные проводили массовые казни и насильственные депортации. При этом безжалостно стирали все символы украинской национальной идентичности.

Никто не хочет закончить войну больше, чем украинцы, но они также признают, что нет места компромиссу между геноцидом и выживанием

Это мрачная реальность, к которой должны обратиться все сторонники умиротворения и сторонники мира путем переговоров. Никто не хочет закончить нынешнюю войну больше, чем сами украинцы, но они также признают, что нет места компромиссу между геноцидом и выживанием. Россия сделала все возможное, чтобы скрыть истинный характер своей имперской войны, но украинцев не обмануть. Они прекрасно понимают, что без решительного поражения России Украина перестанет существовать.

Вместо того, чтобы слушать фальшивые жалобы и сказки Москвы о дьяволопоклоннических фантомных фашистах, международное сообщество должно ясно дать понять Кремлю, что российскому империализму нет места в современном мире. Все более абсурдный характер оправданий Путина свидетельствует о его растущем отчаянии, но он еще не отказался от идеи колониального завоевания Украины. Если его не принудить к этому, нескончаемые имперские амбиции России останутся угрозой миру во всем мире.

Перевод Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі