В России не будет революции. Она треснет иначе
Субъектам федерации, хотят они того или нет, придется повторить путь бывших союзных республик
Россияне протестуют против мобилизации. Единицами. Десятками. В лучшем случае сотнями. Их действительно жаль, потому что эти протестанты фактически отдают себя на заклание. Ведь их в масштабах России было и будет ничтожное меньшинство – абсолютно недостаточно для того, чтобы оказывать силовикам успешное сопротивление и, в конечном счете, заставить правительство изменить свой курс.
Почему их так мало?
Потому что альтернативной политической программы, которую бы поддержало сколько-нибудь значительное количество россиян, не было и нет. Нет ощущения, что многие (пусть даже не большинство) россиян совместно хотят или требуют от своего правительства чего-нибудь одного. Да и откуда этим требованиям взяться? Ведь для россиян просто нет никакого другого русского "мы", чем то, которое предлагает им правительство.
Россияне никогда не стремятся общими усилиями изменять правила: они стремятся получить только исключение каждый для себя лично
Гедрик Смит, автор книги "Россияне" (The Russians), метко подметил, что россияне никогда не стремятся совместными усилиями изменять правила: они стремятся получить только исключение каждый для себя лично. И это симптоматично: ведь "континентальная империя", в отличие от национального государства, не выразитель, а производитель и монопольный провайдер общей идентичности.
Если ничто другое, кроме общего государства (общего подданства), вас не объединяет, как вы объединитесь для совместного сопротивления каким-то нежелательным для вас действиям этого государства?
Единственное, для чего в этой ситуации вы можете объединиться не вокруг государства, – это для сугубо разрушительных совместных действий ("русский бунт", по определению не имеющий никакой положительной программы) или для взаимопомощи между теми, кто стремится убежать или скрыться, когда это затронет их лично (то самое "индивидуальное исключение").
Что мы сейчас наблюдаем.
Не будет в России ни революции, ни "майдана"
Поэтому не будет в России ни революции, ни "майдана". А будет лишь дальнейший распад на обломки – когда имперский центр снова, как в 1991 году, ослабнет настолько, что альтернативой и спасением будет массово казаться объединение вокруг более локального центра, и субъектам федерации, хотят они того или нет, придется повторить путь бывших союзных республик.
Давайте крушить эту скалу, она уже трескается.
Комментарии