Историю о “маленькой” украинской культуре придумали ленивые люди
Они не смогли сделать элементарного: снять идеологический слой стереотипов и воспользоваться критическим мышлением
Все эти истории о "маленькой украинской культуре" — это просто ленивая ложь. Вбрасывается она людьми, которые претендуют на космичность своего мышления, но при этом ленятся (или сознательно не хотят) проделать, в принципе, простую работу. А именно: осуществить небольшую персональную археологию своего восприятия украинской культуры (демонстративно представленной в советских и постсоветских школах и университетах как "маленькой", "провинциальной", "недалекой"), снять идеологический слой всех стереотипов, накинутых на нее этой системой, и применить свое критическое мышление хотя бы на этом фронте. И быть готовым к открытиям.
И тогда окажется (удивительно), что:
Сковорода — это интереснейший синтез античности, средневековья и модерности, с, оказывается, крайне важной сегодня теорией персональной природы, которую сейчас ищут все модные теории счастья и гуманистической психологии.
Котляревский — это ироническое переописание имперского мифа "Энеиды" в антиимперскую травестию, и подпольный удар по римской Энеиде (римскому мифу о перенесении дома в любое другое место) со стороны греческого Одиссея (мифа о возвращении домой) — а значит, деконструкция имперской мифологии о возможности и легкости "копипаста" цивилизации.
Шевченко — это усилие (очень важное для Европы того времени ) расширить сословно-воинское понимание политического сообщества и сделать его значительно более инклюзивным, распространенным на крестьян и мещан. С этого, в принципе, и начинается теория демократии.
Драгоманов — это очень универсальное и до сих пор остро актуальное размышление о том, как согласовать децентрализацию и централизацию политических сообществ
Драгоманов — это очень универсальное и до сих пор остро актуальное размышление о том, как согласовать децентрализацию и централизацию политических сообществ, право наций на самоопределение и необходимость жить вместе в республике наций — а это один из ключевых вопросов ХХІ века.
Леся Украинка — это вообще наше все именно в смысле универсальности, потому что ее способность охватить такой масштаб культур, эпох, цивилизации, моральных вопросов, сделать это настолько гениально в своей драматургии можно сравнить разве что с шекспировским масштабом.
Универсальность украинской культуры очень часто не считывается, игнорируется или сознательно умалчивается
Это только маленькие точки, где украинская культура демонстрирует свою универсальность и масштабность — и, конечно же, этих точек гораздо больше. Просто эта универсальность очень часто не считывается, игнорируется или сознательно умалчивается.
И, безусловно, на украинском языке можно и нужно говорить о Платоне, Христе, Наполеоне, египетских фараонах, теории относительности, проблемах современной демократии и реформе миропорядка. Было бы желание. А фундамент для этого есть.