В случае россиян нужно менять менять не отношение, а поведение
Даже если удастся удвоить проукраинские настроения среди населения РФ, это никак не отразится на российской политике
Есть два подхода к стратегическим коммуникациям. Первый предполагает изменение отношения определенной массы людей к определенной проблеме. Второй предполагает изменение поведения людей по отдельной проблеме.
Они оба по-своему эффективны в отдельных ситуациях. Зависит от задач, объекта воздействия и так далее.
Что касается нашей ситуации, я должен сказать кое-что, потому что это очень важно. Первый подход для нас актуален, когда мы в чем-то убеждаем американцев или европейцев. Он работает там, где изменение отношения имеет долгосрочные последствия. То есть, например, в странах демократии. Изменишь общественное мнение — победишь, потому что оно изменит политику страны.
Относительно населения РФ он малоэффективен. Ведь если даже удастся удвоить или утроить проукраинские настроения среди населения страны, что само по себе было бы большой победушкой чисто технически (ибо задача трудная), это не повлияло бы на российскую политику.
Если вместо сотни тысяч россиян на кухнях о несправедливости этой войны будет говорить миллион, это не повлияет на количество ракет, падающих нам на головы
Грубо говоря, если вместо сотни тысяч россиян на кухнях о несправедливости этой войны будет говорить даже миллион, это не повлияет на количество ракет, падающих нам на головы. Даже на поток россиян к военкоматам. Потому что открою страшную тайну: сейчас большинство российских рекрутов, в отличие от 2014 года, настроены по отношению к Украине нейтрально. Ни буряты, ни дагестанцы, ни вагнеровцы не идут сюда защищать православие или русскоязычное население. Они просто зарабатывают деньги.
В случае россиян нужно менять поведение. Например, посредством страха. Осознание того, что риск превратиться в изуродованный труп выше перспективы заработать деньжат на ипотеку, изменит само поведение.
Держите это в голове, когда обсуждаете, как нам лучше влиять на те или иные аудитории, какие нам нужны средства и инфлюэнсеры.
Ибо истинно говорю вам, Гиркин сейчас делает для Украины в разы больше любых проукраинских спикеров. Так бывает. И так сейчас есть.
Комментарии