Кабмин отменил регулирование цен на топливо. Но нам не сказали всей правды

По понятным причинам правительство не хочет называть вещи своими именами, но мы все поймем, если быть с нами честными

Выдержал паузу, чтобы услышать первые отзывы на это решение. Они, как обычно, полярны: победа спекулянтов либо же мудрый шаг правительства. "Зрада" и "перемога", ничего нового. Поделюсь своим мнением.

Давайте опять с начала.

Главная причина дефицита горючего — отсутствие достаточных поставок.

Европа топливно дефицитна сама по себе. К примеру, Польша — наш главный партнер — должна искать для себя по импорту 7 млн ​​т дизтоплива и бензина в год. Это даже больше, чем все наше прогнозное потребление в послевоенный период.

Осознайте нашу миссию: мы первая страна Европы, которая избавилась от российских энергоносителей!

Осознайте нашу миссию: мы первая страна Европы, которая избавилась от российских энергоносителей! На собственном опыте мы сейчас убеждаемся, как сложно это сделать и как сложно принять решение об эмбарго другим. Ни одна страна Европы не имеет опыта 100% переориентации на новые источники снабжения!

Большие вызовы — большие проблемы. С ресурсами мы определились, даже их законтрактовали, но не можем их довезти из европейских портов, НПЗ, нефтебаз в Украину.

Но вопрос решается: те же поляки удивляются нашим темпам, но нам все равно нужно время. Ожидается, что месяца-два. Это при условии, что ничего не случится, а на войне это норма.

Ускорить наполнение рынка можно встречным путем ограничением потребления. Действительно, на ажиотаже сограждане начали заполнять не только баки авто, но и любые другие емкости. В одной из сетей поделились статистикой: при возможности заправить 30 л только половине таких клиентов удается втиснуть такой объем. То есть баки не пустые. Но ведь с полным баком мы засыпаем лучше.

Далее. Вчера пришла статистика — ввезли 76 500 "льготных" машин. Я так понимаю, в текущих условиях люди покупали их, чтобы активно использовать, а не поставить в гараж. Считаем: 76 500 умножаем на 20 л в сутки (200 км пробега) и на 30 дней = 46 млн л, или 36,7 тыс. т в месяц. Наша расчетная потребность — это 450 тыс. т горючего в месяц. Потенциально имеем спрос на 8% потребления.

Есть еще одно обстоятельство. Дежрегулирование разделило рынок пополам: одни придерживаются предельных цен, другие — нет. Расстояние — 20 грн на литре. Это спровоцировало логический переток горючего из первого сегмента во второй, способствуя удлинению очередей.

Также нет регулирования на опте, который перетекает в спекулятивный сегмент рынка, где ребята заработают 27 грн, а не 7 грн/л.

Граждане быстро стали трейдерами: весь OLX продает талоны на горючее

Возможность заработать на разнице цен — еще один фактор роста спроса. Граждане быстро стали трейдерами: весь OLX продает талоны на горючее.

Правительство надеялось, что поставки вот-вот наладятся (мы все надеемся на лучшее). Но после того, как Юлия Свириденко лично побывала в Варшаве на "дизельных" встречах с союзниками, оценка перспектив, судя по всему, изменилась.

По понятным причинам правительство не хочет называть вещи своими именами, но сложное решение об отмене госрегулирования (даже временное, на два месяца) преследует цель сбить спрос. Прямой и спекулятивный. Расчет на очереди себя не оправдал, потому перешли к следующему шагу.

Что мне не нравится — это спешка и создание лишних ожиданий. То мы говорим об улучшении через одну неделю, потом — через две. То угрожаем спекулянтам-мародерам, а потом соглашаемся на рост цен. Но снова делаем это как-то неискренне: говорим о свободном ценообразовании, но ожидаем 52 грн на бензин и 58 грн на ДТ. Это притом, что в группе дизтоплива дешевле 60 грн нет, однако есть реальные контракты по 65 грн.

А главное — знаем, что уверенности в достаточных объемах поставок нет.

Как нужно сделать.

Во-первых, объяснить людям, что с горючим не будет легко. Мы реально делаем невозможное, строим новый рынок, вопреки всему разворачиваем потоки углеводородов с Запада на Восток! Без преувеличения — меняем энергетический рынок мира!

Это и людям будет понятнее: они будут покупать горючее по 55-70 грн/л, а ведь из них 10-15-20 грн пойдет на ВСУ

Во-вторых, вернуть акцизы. Вы решаете задачку уменьшения спроса методом больших цен. Но сейчас высокая цена будет за счет высокой наценки, ничего не дающей с точки зрения наполнения рынка. Ведь экономических стимулов у трейдеров предостаточно, проблема не в деньгах. Пусть эта цена будет высокой за счет налогов, выгоды государства. Это и людям будет понятнее: они будут покупать горючее по 55-70 грн/л, а ведь из них 10-15-20 грн пойдет на ВСУ. Согласитесь, это уже другая история. Объясняйте людям это!

Третье: продолжаем методично работать над развитием транспортных коридоров. Нет простых решений, без политической поддержки все будет гораздо медленнее. Польша и Румыния не обеспечат требуемый объем. Надо искать новых партнеров. В частности, жмем на венгров (о реверсе нефтепродуктовода немного поспешили). Работаем с немцами для транспортировки из Западной Европы. Проделываем пути из Средиземного моря.

Правительство должно говорить людям правду. Кого вы еще боитесь напугать в этой стране? Чем, нехваткой горючего и дороговизной во время войны? Неужели люди это не понимают? Смелее! Берите пример с наших ребят на фронте!

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі