Высокие цены и длинные очереди делают свое дело
Надеюсь, что к концу мая дефицит горючего немного спадет
Давайте начнем с начала. Первопричина всех событий вокруг горючего заключается в нехватке поставок. Внутреннее производство разрушено, запасы уничтожены или исчерпаны. Мы вынуждены строить новую систему обеспечения через европейскую границу, через которую раньше почти ничего не поставляли. Это требует времени, ведь никто в Европе нас не ждал — ни поставщики нефтепродуктов, ни транспортники. Поэтому условно нам нужно три единицы, а мы завозим две.
Выяснилось, чтобы удвоить мощность отдельных коридоров, полякам нужно найти 10-15 дополнительных работников
Проблему уже осознали и в правительстве. На прошлой неделе делегация украинских трейдеров, чиновников и специалистов таких госкомпаний, как "Нафтогаз" и "Укрзалізниця", отправилась в Варшаву на встречу с представителями власти и бизнеса Польши, Румынии и Германии. Там все услышали, что в Европе хватает своих проблем, ресурса лишнего нет, транспортная инфраструктура нуждается в трансформации (читай — времени).
Но удалось диагностировать проблемы и наметить план решения. Что-то можно сделать быстро. К примеру, выяснилось, чтобы удвоить мощность отдельных коридоров, полякам нужно найти 10-15 дополнительных работников. А чтобы значительно оживить отправку вагонов из одного из портов, нужно добавить еще одного таможенника.
Есть и другие проекты, которые будут нуждаться в инвестициях в порты, нефтебазы и транспорт — то есть во времени.
Тут нужно понимать, во-первых, ментальность европейцев (не самых быстрых людей в мире, но, безусловно, замечательных). Во-вторых, не все там решают деньги, как обычно это работает у нас. Там все хорошо, в отличие от нашей ситуации.
Итак, перспективы есть, они обнадеживающие, но нужно время. Да еще далеко не факт, что мы уже видим все проблемы на этом пути. Пока рынок не наполнится, проблема дефицита и спекуляций никуда не исчезнет.
Но некоторые формулируют иначе: проблема в спросе, который выше поставок. Поэтому нужно его гасить.
В частности, многие призывы (главным образом в соцсетях) направлены на отмену госрегулирования. Мне трудно было поверить, но я лично слышал, как по телевизору об этом заявила Юлия Тимошенко. Логика понятная: взлет цен до 60-70 грн/л (а некоторые считают, что и выше) приглушит спрос, прекратит спекуляции с перепродажей горючего и обеспечит свободную продажу. Но надо понять, что в таких ценах будет 100% прибыли (которую между собой разделят оптовики и АЗС), но это никак не поможет поставлять больше. Никак не ускорит этот процесс. Скажу больше: когда зарубежные поставщики и перевозчики увидят такую либерализацию, они дополнительно увеличат тарифы.
Как такую стоимость будут платить люди, которые беднеют на глазах из-за падения экономики? И не закричат ли об этом те, кто сегодня требует снять госрегулирование?
Бизнес признает, что действующая система расчета предельных цен адекватна и проблема не в госрегулировании, а в нехватке поставок
Сейчас в правительстве считают, что достаточным барьером для ограничения потребления являются очереди на АЗС и лимиты продаж в бак, которые вынуждены вводить розничные сети. По факту те, кому горючее действительно нужно, научились его находить. Со своей стороны, бизнес признает, что действующая система расчета предельных цен адекватна и проблема не в госрегулировании, а в недостаточности поставок. Также всем понятна политическая составляющая этого вопроса.
Да, спекуляции по 60-70 грн/л будут продолжаться, если правительство по-настоящему не займется контролем. Только настоящим, а не проверкой чеков, которые спекулянты вообще не выдают.
Что мы видим сегодня. Высокие цены и длинные очереди делают свое дело, потребление понемногу падает. В то же время снабжение понемногу, но растет. Активно увеличивается объем поставок автотранспортом, в том числе благодаря оперативному снятию бюрократических преград. Главная проблема — с железнодорожными партиями, но и здесь есть перспектива постепенного решения.
В июне нас ждет новый вызов — жатва
Надеюсь, что к концу мая дефицит немного погаснет. Вряд ли исчезнут ограничения, но они будут не столь суровыми. В июне нас ждет новый вызов — жатва, но и к тому времени должны улучшиться поставки по нескольким направлениям. В целом к августу должна заработать новая система снабжения.
P.S. Если кому-то дискомфортно без бензина, вспомните о наших ребятах на фронте, и сразу попустит.
Комментарии