Война – это столкновение систем. Будущее всегда побеждает прошлое

Мы со скрежетом и очень медленно двигались вперед. Враг – чуть быстрее назад

Любая война – это война не просто людей, а институтов. С каждой стороны выступает не сумма единиц, а сложная система, мощность которой больше суммы единиц – больше в 10, 100 или 1000 раз, в зависимости от того, как система устроена (ибо система приобретает качества, которые не выводятся из суммы единиц).

С каждой стороны войны даже не просто система, а система систем: армия, дипломатия, экономика, а еще полиция, спецслужбы, гражданское государственное управление и куча других отдельных систем.

Даже когда в чистом поле встретились два пехотинца (а такое бывает редко), то все равно противостояние между ними не есть единица на единицу. За спиной у каждого из них система, от которой зависит, как каждый из них вооружен, защищен, накормлен, одет, обучен и мотивирован.

Даже когда в чистом поле встретились два пехотинца, то все равно противостояние между ними не есть единица на единицу. За спиной у каждого из них система, от которой зависит, как каждый из них вооружен, защищен, накормлен, одет, обучен и мотивирован

На коротком временном интервале больше зависит от людей: здесь на первый план выходят личные способности, добродетели, навыки, лидерство. Но на длинном интервале война – это всегда война систем.

Мы привыкли думать о своих системах, мягко говоря, скромно. Бюрократия, коррупция, советское наследие, многолетнее преобладание личного лидерства над институциональным развитием (простым языком, самодурство и развал). В конце концов, сплошное общественное неуважение к институтам как следствие веков безгосударственности. В свое время я даже придумал выражение "низкая институциональная валентность", позаимствовав термин из химии.

Зато наш враг хвастался именно своими системами. Наличие традиции, непрерывность наследия, положительный отбор системных архитекторов и системных строителей из всей империи.

И тут пришло время столкновения систем.

И оказалась одна вещь, о которой я уже писал. Для любых систем важно, куда движется большая сверхсистема (общество в целом) – в будущее или в прошлое. Вектор определяется одним показателем – сложностью. В целом сложность систем увеличивается при движении из прошлого в будущее. Это подтверждено всей историей человечества.

Поэтому будущее всегда побеждает прошлое. Хотя прошлое местами может взять реванш, но на больших интервалах времени и просторах – сложное будущее всегда возобладает.

Наша система со скрежетом и очень медленно двигалась вперед. Их – чуть быстрее назад. Деградировать всегда легче и поначалу приятнее.

Интегральная деградация тщательно построенной вражеской системы опустила ее ниже нашей, пусть даже на скорую руку собранной из подручных материалов и скрепленной скотчем. В определенных местах мы уже успели за восемь лет вместо скотча сделать нормальные переходники и соединения, петли обратной связи и предохранители.

Сознательно погружающееся в прошлое общество не может сохранить качество ни одной из своих систем

Сознательно погружающееся в прошлое общество не может сохранить качество ни одной из своих систем. "Закон соленого огурца" действует не только на человека, становящегося частью системы, но и на систему, являющуюся частью сверхсистемы.

Война приведет к полной деградации их систем. А нам свои системы нужно будет тщательно строить. Не так, как мы это делали в прошлые 30 лет.

К этому будет побуждать не только опыт столкновения систем, но и окончательная деградация наших собственных остатков старых систем. Площадка будет расчищена, надо будет строить, не теряя времени.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі