Юмор – мощный инструмент обороны в войне. Не хуже "Джавелина"
Поскольку сейчас творится история, следует замечать необычные вещи
Кажется, ни одна война в истории человечества не генерировала такого безумного объема юмора со стороны защищаемой стороны.
Обычно жертва агрессии испытывает боль, ярость, ненависть, страх. В нашем случае это тоже есть. Но есть и другое. Волна юмора поднялась уже в первый день, еще тогда, когда ничего не было понятно, и не утихала и в те моменты, когда плохих новостей поступало больше, чем хороших.
Такого еще не было.
Кто-то скажет, что юмор – что-то особенно присущее именно украинскому народу (здесь можно сильно поспорить, если знать и другие культуры). Возможно, психологи здесь найдут какой-нибудь эффект вытеснения, а социологи еще что-то. Но мне кажется здесь что-то другое.
Война в современном мире многоуровневая: военная, экономическая, дипломатическая, информационная и т.д. Семантическая (понятийная) война, по определению главы администрации президента РФ Антона Вайно, это "война за право давать явлениям и событиям имена – наивысший уровень войны". Агрессор пытается навязать свои смыслы и нарративы, перепаковать картину мира (рефрейминг). Это не новость, это еще Сунь Цзы описал две с половиной тысячи лет назад.
Агрессор насыпает нам свои смыслы и нарративы, а они просто горят, как колонна российских бензовозов, в пламени деконструкции
Но мы живем во времена постмодерна, хотя и ведем войну за модерн с архаической империей (эта накладка трех волн является совсем уникальным в истории войн и социальных трансформаций). И постмодерн вкладывает в наши руки мощный инструмент обороны в семантической войне – деконструкцию. Это не хуже "Джавелина". Агрессор насыпает нам свои смыслы и нарративы, а они просто горят, как колонна российских бензовозов, в пламени деконструкции.
А при чем здесь смех? А он самый лучший деконструктор. Такой, что аж пылает.
– Я русский военный корабль!
– Русский военный корабель, иди нахуй!
Так молодой модерн, вооруженный модерным "Джавелином" и постмодерным деконструктором чужих смыслов, побеждает архаику со старыми танками, мертвыми глазами кремлевских стариков и их корявыми смыслами, из которых во все стороны торчат руки мертвых имперцев – от Ивана Грозного до Иосифа Сталина.
Комментарии