Почему 2022 год так важен для Кремля
Наступает большая годовщина – столетие основания СССР
Юбилеи играют огромную политическую роль в России Владимира Путина и большей части постсоветского пространства, – пишет Брайан Уитмор для Atlantic Council.
Еще в 2015 году Кремль попытался использовать 70-летие окончания Второй мировой войны как средство патриотической консолидации. Два года спустя, в 2017 году, путинский режим из кожи вон лез, чтобы преуменьшить столетие большевистской революции, чтобы у беспокойной части населения России не возникло никаких идей. Ведь первая цветная революция была не розовой и не оранжевой, а красной, и произошла в родном городе Путина Санкт-Петербурге. По понятным причинам Кремль также в значительной степени проигнорировал 80-летие пакта Молотова-Риббентропа в 2019 году, и 30-летие распада СССР в декабре прошлого года.
Но в этом году наступает большая годовщина, которая согласуется с господствующим в Москве политическим духом времени и обязательно будет использована – столетие основания СССР. Как недавно написал Роберт Коулсон для "Радио Свобода": "30 декабря 1922 года представители советских правительств России, Украины, Белоруссии и Закавказской республики вышли на сцену Большого театра в Москве, чтобы провозгласить создание новой страні, которая менее чем через два поколения станет мировой сверхдержавой – СССР".
Коулсон пишет, что "с точки зрения 2022 года, столетия от 1922 года становится судьбоносным для народов России, и ее соседей". Он добавляет, что "с точки зрения политики, международных дел и культуры, произошедшие столетия тому назад события положили начало десятилетиям узаконенного тоталитарного насилия".
2022 год обещает быть таким же судьбоносным? Помимо того, что Путин осознает символическую силу юбилеев, когда Запад разделен и рассеян, а США в значительной степени озабочены угрозой со стороны Китая, Путин также видит в данный момент возможность установить гегемонию на некоторых территориях бывшего СССР.
Запад разделен и рассеян, а США в значительной степени озабочены угрозой со стороны Китая
Россия провела последние полтора года, усиливая свою хватку в Беларуси, неуклонно расширяя свое экономическое, политическое и военное присутствие в этом процессе, который я назвал "мягкой аннексией". Это была медленная, скрытная и методичная аннексия – операция, которую завершат еще до того, как большинство людей узнают, что она происходит.
Помимо установления гегемонии над Беларусью, режим Путина также превратил Россию в военную платформу для угроз Украине. Помимо противодействия более, чем 100 тыс. солдат, которые Москва сосредоточила на своей границе, Киев также сталкивается с очень реальной угрозой на границе с Беларусью.
29 ноября минобороны Беларуси объявило, что в начале 2022 года проведет совместные военные учения с Россией возле границ с Украиной. Аналогичным образом белорусский самодержец Александр Лукашенко заявил, что Минск "не останется в стороне" в противостоянии Москвы с Киевом. Он заявил, что "ясно, на чьей стороне будет Беларусь".
Превратив Беларусь в де-факто продолжение Западного военного округа России, Путин создал новый фронт против Украины. Помимо возможности атаковать украинцев с востока и юго-востока из России, и с юга через аннексированный Крым, Россия теперь также может угрожать Киеву с севера из Беларуси.
Превратив Беларусь в де-факто продолжение Западного военного округа России, Путин создал новый фронт против Украины
А еще есть Казахстан, где белорусские силы недавно присоединились к контингенту так называемых российских "миротворцев" под эгидой возглавляемой Москвой ОДКБ, чтобы помочь подавить антиправительственное восстание.
По всей видимости, беспорядки были связаны с борьбой за власть между нынешним президентом Казахстана Касим Жомартом Токаевым и его предшественником Нурсултаном Назарбаевым. Ситуация там остается нестабильной, но беспорядки и вмешательство Москвы кажутся предвестниками усиления российского влияния в стратегически важной стране Центральной Азии.
Признаки того, что многие в Москве рассматривают 2022 год как новый 1922 год, также видны в публичном дискурсе. Несколько ведущих фигур открыто призывают к российской имперской экспансии и восстановлению, по крайней мере, в той или иной форме, СССР.
В широко распространенной в ноябре 2021 года статье давний кремлевский помощник Владислав Сурков утверждал, что лекарством от внутренних политических проблем России является имперская экспансия.
Сурков утверждал, что лекарством от внутренних политических проблем России является имперская экспансия
"Социальная энтропия очень токсична. Работать с ней у себя дома не рекомендуется. Ее нужно вывозить куда-то далеко, вывозить для утилизации на чужой территории. Для России постоянная экспансия – это не просто идея, а подлинная экзистенциальная реальность нашего исторического существования", – написал Сурков.
Сурков сделал вывод, что в ближайшие годы "Россия получит свою долю новых земель, как это было в эпоху Третьего Рима или Третьего Интернационала.
"Россия будет расширяться не потому, что она хороша, и не потому, что она плохая, а потому что это физика", – писал Сурков.
Точно так же в телеинтервью в ноябре российский кинорежиссер Никита Михалков сказал, что "идеальная Россия будущего" должна быть "объединением России, Белоруси и Украины".
Независимо от того, связано ли это со столетием образования СССР, идея имперской экспансии витает в воздухе и очень популярна в Москве. Мягкая аннексия Беларуси стала первым успешным шагом в нынешнем процессе. Но он не обязательно будет последним.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии