Дата празднования Рождества в ХХІІ веке изменится на 8 января
Никакого доктринального значения календарь не имеет
В последние дни в соцсетях стал замечать вал публикаций на тему даты празднования Рождества. Ну что ж, если общественность считает этот вопрос самой актуальной проблемой для нынешней Украины, то выскажу свое мнение и я.
Во-первых, дата празднования Рождества не имеет никакого доктринального значения в христианстве. Все давно знают, что дата условна, поскольку никаких достоверных сведений о реальной дате не существует. Армяне, например, его празднуют 6 января вместе с Богоявлением. Католики и православные по всему миру празднуют отдельно от Богоявления, 25 декабря. Именно так, 25 декабря, просто по разным календарям. Часть православных церквей и УГКЦ используют не григорианский, а юлианский календарь. 25 декабря по юлианскому календарю – это и есть 7 января по григорианскому. Отдельно замечу, что это только сейчас. Разница между календарями постепенно увеличивается: в XIX веке 25 декабря по юлианскому календарю – это было 6 января по григорианскому. А в XXI веке 25 декабря по юлианскому – это будет 8 января по григорианскому. Другая часть православных церквей и римо-католики пользуются григорианским или новоюлианским календарями. Никакого доктринального значения календарь не имеет.
Для украинцев вопрос церковного календаря на протяжении веков был и остается маркером нашей национальной идентичности. Причем не "положительным", а "негативным". Мы празднуем Рождество не вместе с теми, на кого хотим походить, а наоборот, так, чтобы отличаться от тех, с кем враждуем
Вместе с тем так сложилось, что для украинцев вопрос церковного календаря на протяжении веков был и остается маркером нашей национальной идентичности. Причем не "положительным", а "негативным". То есть мы празднуем Рождество не вместе с теми, на кого хотим походить, а наоборот, так, чтобы отличаться от тех, с кем враждуем. В ХVI-XVII веках на украинцев в Речи Посполитой поляки оказывали сильное ассимиляционное давление, и календарный вопрос стал для сознательных украинцев принципиальным отличием украинца от поляка. Аналогичные процессы происходили в Галичине во время национального возрождения в XIX веке. Еще в 1930-х годах ни у одного сознательного галичанина не возникало сомнений, что украинцы должны праздновать Рождество именно по юлианскому календарю, чтобы отличаться от основного на тот момент ассимилятора и врага – поляков, празднующих Рождество по григорианскому. Именно поэтому УГКЦ до сих пор настолько привержена юлианскому календарю.
В настоящее время ситуация кардинально поменялась. Среди украинцев набирает обороты движение за переход на григорианский или новоюлианский календарь. Но мотивация по-прежнему не "положительна", а "негативна" - "чтобы отличаться от московитов". Я могу ошибаться, но предполагаю, что именно в надднепрянских епархиях ПЦУ и УГКЦ больше всего сторонников перехода на "новый стиль", потому что вся их церковная жизнь протекает в конкуренции с московской церковью. В Галичине, где еще жива память о противостоянии с поляками, этот переход может быть воспринят отрицательно.
Пока структуры московского патриархата в Украине будут оставаться тормозом национального строительства, они будут раздражителем и стимулом развертывания движения за переход на новоюлианский календарь. Если этот раздражитель исчезнет, вопрос моментально станет неактуальным вплоть до начала XXIІ века
Следует упомянуть также диаспору. Для украинцев на Западе юлианский календарь является одним из маркеров их национальной идентичности в глобализированных обществах ЕС или Америки. К примеру, в Канаде все знают, что "украинское Рождество" – это григорианское 7 января. Поэтому в диаспоре многие тоже могут воспринять переход на новый юлианский календарь негативно, ведь будет потерян один из маркеров национальной идентичности, что будет способствовать ассимиляции. Поэтому не такой простой календарный вопрос, как может показаться. Мое личное мнение – пока структуры московского патриархата в Украине будут оставаться тормозом национального строительства, они будут раздражителем и стимулом развертывания движения за переход на новоюлианский календарь. Если этот раздражитель исчезнет, вопрос моментально станет неактуальным вплоть до начала XXIІ века, когда уже привычная нам григорианская дата 7 января "неожиданно" изменится на 8-е.