Подвел итоги года. Властям повезло с народом
Если начнется война, остальные проблемы отойдут на десятый план
Подвел немного итоги уходящего года. До прогнозов практически не дошло, поскольку прогнозировать в нашей стране что угодно – дело неблагодарное.
Следует учитывать различия в восприятии ситуации в стране специалистами и большинством населения. 35%, первое место, считают самым главным событием года "победу Усика". Усика я вспомнил, а где он там так победил, вспомнить не смог. Второе место – победы паралимпийцев, третье – "Большая стройка". У меня приоритеты другие – и они никак не совпадают с приоритетами народа.
1. Коронавирус. Этот кейс полностью провален. Но власти повезло, что "такой народ". Поэтому власти удается балансировать: чтобы и не сильно напрягать часть населения, которая не хочет вакцинироваться, и одновременно демонстрировать энтузиазм в борьбе с коронавирусом. Постоянные провалы в вакцинации и вообще в борьбе с коронавирусом и сопротивление населения жестким мерам успешно уравновесили друг друга. Произошло то, о чем я говорил еще в прошлом году: мы действительно получаем естественный послеболезненный иммунитет – наименее цивилизованный из всех вариантов в ХХІ веке. Ибо ни одной задачи вакцинации не выполнили. И в следующем году эти задачи наше государство так же не выполнит – потому что появятся совсем другие проблемы. Но в стране со столь высокой смертностью на дорогах, со столь тяжелой ситуацией практически во всех отраслях, высокая смертность от коронавируса никого, к сожалению, не поражает и не удивляет. Поэтому и власть действует в соответствии с господствующими настроениями в обществе: президент повесил пост о вакцинации, его раскритиковали, он снял пост.
У нас президент правит, а руководит нашей страной Андрей Ермак
2. Политическая ситуация. Не было отставки Шмыгаля, потому что Шмыгаль оказался гораздо более удобным премьером, чем любой другой возможный. Он совершенно "не отсвечивает", так сказать. Социология, опять же, показывает, что у нас до сих пор очень серьезный процент людей, которые вообще не знают, кто такой Шмыгаль. То есть, Шмыгалю удалось то, что не удалось ни одному премьеру до него: Шмыгаль стал начальником департамента ОП по выполнению указаний ОП. Это уникальная должность. У нас нет премьера в классическом смысле. Это последствия "монобольшинства" – когда одна политическая сила имеет монополию на власть в стране, и она может действительно переворачивать ситуацию с ног на голову и наоборот. Главный вывод: у нас оформилось очень интересное политическое устройство: у нас президент правит, а руководит нашей страной Андрей Ермак. И он построил под себя эту схему. Поэтому все конфликты – прошлые, существующие и будущие – следует оценивать именно с этой точки зрения: формирование такой специфической системы власти. Если бы за монобольшинством не стояла фигура Коломойского, я, возможно, поверил бы в искреннее желание Зеленского побороть олигархат в нашей стране. Но когда ты борешься с одним олигархом, а другой олигарх "подает тебе снаряды" – это никакая не борьба с олигархами, это борьба с конкурентами.
Когда ты борешься с одним олигархом, а другой олигарх "подает тебе снаряды" – это никакая не борьба с олигархами, это борьба с конкурентами
3. В 2021 году мы окончательно потеряли субъектность. О нас договариваются без нас, и это уже абсолютный факт. На следующий год Путину остается дождаться, когда Зеленский поссорится со всеми, с кем только можно в Украине.
4. Общественное противостояние и переход конкуренции между олигархами в жесткую фазу. Нет оснований ожидать, что тот же Ахметов, Порошенко и даже Медведчук просто сложат руки и будут молча смотреть, как Коломойский забирает у них имущество руками Зеленского. Мы попали в классическую вилку: и Майдан нельзя, потому что это на 100% конец нашей государственности в принципе. Но и пребывание в ситуации полного коллапса государственной системы, которая не может выполнить никакую задачу, повсюду провалы – это тоже невозможно.
5. Досрочные выборы парламента или президента. Это стоило бы сделать, чтобы состав власти соответствовал электоральным настроениям в государстве, но я в это не верю.
6. Экономика. Нет предмета для обсуждения – мы и так все понимаем, что ничего хорошего в следующем году нас не ждет.
7. Великая война. С рациональной точки зрения я в это не верю. Но как историк, достаточно долго изучавший историю Российской империи и современной Европы, я понимаю, что обстоятельства именно так и складываются. Снова. В 1914 году так же никто не хотел войны, вот просто никто: ни Великобритания, ни Франция, ни Австро-Венгрия, ни Германия, ни Россия, но мало того, что война произошла и это была самая жестокая война за всю предыдущую историю. Так эта война еще и разделилась на две части: один этап закончился в 1918 году, а второй этап закончился только в 1945 году. В прошлом году я еще надеялся на другой вариант. В этом году я уже не верю, что разрядить эту ситуацию можно без эскалации. Это может быть серьезное вооруженное нападение, это может быть провокация, это может быть некий средний вариант между Сирией и Ираком, когда кто-то над территорией Мариуполя или, наоборот, ЛДНР использует химическое оружие и россияне в этом обвинят, конечно, ВСУ. После чего "для решения гуманитарной проблемы, чтобы спасти население" будут введены российские войска на наши еще не оккупированные территории. Таких вариантов, которые может сделать Россия, множество.
8. Из положительного. Если большая война все же начнется, то проблемы коронавируса, досрочных выборов и остальные уже не будут никого интересовать – они отойдут на десятый план.
Оригинал на Site.ua
Комментарии