Худший кошмар Путина – независимость Украины, а не расширение НАТО
Запад должен вывести Украину из геополитической серой зоны
Владимир Путин в настоящее время угрожает миру перспективой большой войны. Сосредоточив на границе с Украиной огромные силы для вторжения, численностью более 100 тыс. человек, российский правитель хочет, чтобы международная аудитория поверила, что его действия являются разумным ответом на расширение НАТО на восток.
К сожалению, для Кремля, практически нет доказательств в поддержку этих утверждений о надвигающейся угрозе со стороны НАТО. Напротив, бряцание оружием является последним симптомом одержимости Путина Украиной, что уже ввергло мир в новую холодную войну, и вскоре может спровоцировать крупнейший европейский конфликт со времен Гитлера и Сталина, – Питер Дикинсон для Atlantic Council.
Бряцание оружием является последним симптомом одержимости Путина Украиной, что уже ввергло мир в новую холодную войну, и вскоре может спровоцировать крупнейший европейский конфликт со времен Гитлера и Сталина
В последние недели Путин выступил с серией все более настойчивых просьб о гарантиях, что Украина никогда не вступит в НАТО, а кремлевские чиновники грозят "военным ответом", если их требования не будут выполнены. Ультиматумы Москвы свидетельствует, что Украина находится на пороге членства. На самом деле, нет ничего более далекого от истины.
На данный момент, самое близкое, к чему Украина когда-либо подходила - это расплывчатое и в значительной степени символическое обязательство НАТО относительно будущего членства, полученное на саммите Альянса в 2008 году в Бухаресте. Хотя это обещание неоднократно повторялось, оно не имеет реального веса и, по сути, является подтверждением стандартной политики открытых дверей Альянса по отношению ко всем потенциальным новым членам.
С 2014 года необъявленная война России против Украины вызвала понятную тревогу в НАТО и привела к увеличению военного присутствия в прифронтовых странах-членах, близких к конфликту. Однако никакого прогресса в отношении возможного членства Украины в будущем не наблюдается. Напротив, члены НАТО неоднократно преуменьшали шансы Киева на присоединение к Альянсу и либо вежливо игнорировали, либо прямо отвергали все более громкие призывы украинцев получить План действий относительно членства.
У Украины практически нулевой шанс присоединиться к НАТО в обозримом будущем
Хотя у Украины практически нулевой шанс присоединиться к НАТО в обозримом будущем, Путин предположил, что растущие неформальные связи между Киевом и НАТО также представляют собой угрозу.
Опасения Путина по поводу возможного размещения ракет НАТО в Украине мало похожи на реальность. Члены НАТО не только не доставляют в третьи страны сложные ракетные системы, но их обвиняют в том, что они не позволили Киеву закупить даже базовое оборонительное вооружение.
Также непонятно, почему Путин считает, что Украина представляет собой такую угрозу безопасности его страны, если Эстония, Латвия и Литва так же близки, к Москве и являются членами НАТО с 2004 года. Если бы Альянс действительно стремился разместить ракеты вдоль границы с Россией, то у него было почти два десятилетия, чтобы сделать это в Балтийском регионе. Излишне говорить, что НАТО этого не делало. Само предположения нападения НАТО на Россию настолько надумано, что редко встречается где-либо, кроме лихорадочных грез кремлевской пропаганды.
Если бы Альянс действительно стремился разместить ракеты вдоль границы с Россией, то у него было почти два десятилетия, чтобы сделать это в Балтийском регионе
Сверхосторожный подход НАТО к Украине является насмешкой над заявлениями Путина, что Альянс стремится "закрепиться" в этой стране. На самом деле именно Украина отчаянно стучится в дверь НАТО в поисках защиты от продолжающейся российской агрессии. Между тем, с 2014 года Альянс крайне неохотно вооружает Киев или делает что-либо, что могло бы способствовать его стремлению к членству.
Конечно, опасения России по поводу расширения НАТО не полностью вымышлены. Москва давно жаловалась на расширение Альянса после 1991 года за старый "железный занавес", и часто обвиняла Альянс во вторжении в регион, который Россия считает своим геополитическим задним двором.
Тем не менее, в недавних действиях НАТО нет ничего, что могло бы предположительно объяснить внезапную настойчивость Путина относительно гарантий безопасности или оправдать его слегка завуалированные угрозы подавляющей военной силы. Он просто решил использовать извечный вопрос расширения НАТО как предлог для создания искусственного кризиса с целью изолировать Украину от демократического мира в рамках своей восьмилетней войны против украинской независимости.
Путин решил использовать извечный вопрос расширения НАТО как предлог для создания искусственного кризиса с целью изолировать Украину от демократического мира
Нынешнее противостояние не должно вызывать удивления. Украина была в центре ухудшения отношений между Россией и Западом на протяжении большей части правления Путина.
Возникновение действительно независимой и демократической Украины рассматривается многими в Кремле как прямая атака на имперскую идентичность России и реальная угроза авторитарной системе их правления. Для поколения российских лидеров, все еще преследуемых демократическими восстаниями, вызвавшими распад СССР, подъем европейской Украины зловеще выглядит как следующий этап кошмарного сценария, который начался задолго до падения Берлинской стены.
Сам Путин подчеркнул степень своей озабоченности Украиной в июле 2021 года, когда опубликовал эссе почти на 7000 слов, открыто ставя под сомнение историческую легитимность украинской государственности и настаивая, что русские и украинцы - "один народ".
"Я уверен, что истинный суверенитет Украины возможен только в партнерстве с Россией", - заявил кремлевский автократ.
Такие настроения свидетельствуют о центральной позиции, которую независимая Украина занимает в мышлении в стили теории сговоров Путина и его ревизионистском мировоззрении. Когда он описывает распад СССР как "распад исторической России" и "величайшую геополитическую катастрофу ХХ века", Путин в первую очередь имеет в виду Украину. Точно так же он пренебрежительно относится к украинскому праву на самоопределения и предпочитает рассматривать европейский выбор страны как часть западного заговора по дестабилизации России и подрыву его авторитарного режима.
Для Путина вопрос Украины является глубоко личным
Для Путина вопрос Украины также является глубоко личным. Когда он впервые пришел к власти на рубеже тысячелетий, Россия и Украина все еще были настолько близки, что идея военной конфронтации между ними была бы встречена со смесью веселья и непонимания. Большая часть ответственности за последующий драматический коллапс двусторонних отношений целиком лежит на его плечах.
Первая крупная ошибка Путина произошла в 2004 году, когда он решил посетить Киев накануне президентских выборов в Украине, чтобы открыто агитировать за предпочитаемого им кандидата. Это грубое вмешательство было серьезным просчетом, приведшим к ярости миллионов ранее аполитичных украинцев, и непосредственно поспособствовало оранжевой революции.
Первая крупная ошибка Путина произошла в 2004 году, когда он решил посетить Киев накануне президентских выборов в Украине, чтобы открыто агитировать за предпочитаемого им кандидата
Десять лет спустя он ответил на второе украинское демократическое восстание, отдав приказ о вторжении в Крым и восточную Украину. Война, развязанная им в 2014 году, продолжается по сей день, и оказалась катастрофической для российских амбиций относительно Украины. В то время как Москве удалось оккупировать 7% территории страны, влияние России на остальной территории Украины резко упало до исторически минимума. Пророссийские политические партии маргинализованы, а сменяющие друг друга правительства в Киеве держат страну на курсе в сторону все большей евроатлантической интеграции.
Путин болезненно осознает, что все его наследие теперь зависит от его способности переломить эту тенденцию. Если ему не удастся выполнить историческую миссию по возвращению Украины на кремлевскую орбиту, будущие поколения россиян будут принимать его как неудачника. После более чем 300 лет российского господства Путин готов войти в учебники истории как человек, потерявший Украину.
Теперь, похоже, что Путин намерен использовать перспективу полномасштабной войны в Европе, чтобы шантажировать Запад и заставить его покинуть Украину. Для будущего международного порядка, основанного на правилах, жизненно важно, чтобы его тактика запугивания не увенчалась успехом.
Исход нынешнего противостояния в Украине во многом определит тон международных отношений на десятилетия вперед. Если России удастся повернуть время вспять, и наступит эпоха политики великих держав и сфер влияния, Украина будет не последней страной, которая окажется порабощенной подобным образом. Вместо этого весь мир столкнется с новой эрой международной незащищенности.
Исход нынешнего противостояния в Украине во многом определит тон международных отношений на десятилетия вперед
Противостояние Путину в Украине требует уровня единства и решимости Запада, которые до сих пор были недостижимыми. С тех пор, как конфликт начался вторжением в Крым в феврале 2014 года, многие члены международного сообщества уклонялись от противостояния Кремлю, и вместо этого стремились умиротворить Путина.
Эти сторонники умиротворения, похоже, считают, что сведя к минимуму свое участие и поддержку Украины со стороны Запада, они могут избежать провоцирования дальнейшей агрессии России. Это опасное заблуждение. На самом деле, ничто не может спровоцировать Кремль с большей вероятностью, чем предположение о том, что Украина осталась одна.
Вместо этого демократический мир должен стремиться к радикальному усилению интеграции Украины. Если присоединение к НАТО в настоящее время невозможно, необходимо срочно изучить другие формы всеобъемлющего военного союза.
Также следует делать Евросоюзу с пониманием, что для полноправного членства в ЕС могут понадобиться десятилетие. Брюсселю следует немедленно резко активизировать свое участие в делах Украины и задействовать комплексные национальные инициативы с целью модернизации Украины. Они сделают возможным продвижение страны к членству ЕС.
С российской точки зрения, ставки в Украине вряд ли могут быть выше. Путин уже показал, что готов заплатить исключительно высокую цену, чтобы не допустить выхода Украины из сферы влияния России. Его нынешние действия отражают его уверенность, что демократический мир, в итоге, предпочтет уступки конфронтации.
Теперь дело западных лидеров - доказать, что Путин неправ. Пока они решительно не выведут Украину из геополитической серой зоны, страна останется целью российской имперской агрессии и ключевым источником глобальной нестабильности.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии