Пора забрать у Путина информационное оружие
Памятка для международных СМИ: Россия уже вторглась в Украину
Одной из самых удручающих черт последнего наращивания российской военной мощи на границах с Украиной стало то, что в международных заголовках появлялись многочисленные вариации одного и того же казалось бы простого вопроса: вторгнется ли Путин в Украину?
Я весьма сомневаюсь, что кто-то из авторов этих заголовков является тайным российским империалистом или получает деньги от Кремля. Даже если так – вопрос, который они задают, вводит в глубокое заблуждение и служит для подчеркивания смертельно эффективной тактики дезинформации Москвы, – пишет Питер Дикинсон для Atlantic Council.
На самом деле, конечно, Россия уже вторглась в Украину.
Сам Путин открыто признал, что отдал приказ о вторжении в Крым в феврале 2014 года. А более абсурдные опровержения Кремля не смогли спрятать его последующего вторжения на восток Украины. Действительно, пока мировые СМИ обсуждают, может ли Путин вторгнуться в Украину, война, которую он начал в 2014 году, продолжается, а 7% территории страны уже под российской оккупацией.
7% территории страны уже под российской оккупацией
Тем не менее, как убедительно показал нынешний кризис, многие международные новостные агентства все еще не уверены, как именно охарактеризовать войну в Украине, и по-прежнему не хотят однозначно идентифицировать Россию как агрессора. Вместо этого в освещении преобладают эвфемизмы и расплывчатая терминология, из-за которых аудитория не понимает всей степени ответственности России за конфликт.
Это не случайно. Напротив, обман от начала играл центральную роль в войне Путина против Украины. С самого начала боевых действий в феврале 2014 года Москва старалась маскировать свою агрессию, используя гибридную смесь отрицания, обычные войска без знаков различия, наемников и местных коллаборационистов. В то же время, она изображала последовавшую бойню исключительно как внутреннее украинское дело.
Кремль продолжает политику вызывающего отрицания, несмотря на неопровержимые доказательства причастности Москвы. Российские солдаты попадали в плен в Украины, и российская военная техника на оккупированном востоке страны является частым явлением. Между тем, международное расследование крушения в июле 2014 года рейса MH-17 над восточной Украиной выявило кладезь компрометирующих деталей, которые ведут непосредственно к Вооруженным силам России.
Российские солдаты попадали в плен в Украине, и российская военная техника на оккупированном востоке страны является частым явлением
Совсем недавно российские граждане, которые занимали руководящие должности на ранних этапах войны, предоставили из первых рук изобличающие отчеты о нападении под руководством Москвы. Александр Бородай, который с тех пор стал депутатом от путинской партии "Единая Россия", подтвердил, что в августе 2014 года его сменил местный номинальный глава на посту премьер-министра так называемой ДНР специально для того, чтобы обмануть окружающий мир. И мир поверил кремлевской пропаганде о "украинской гражданской войне".
Хотя очень немногие полностью поверили в ложь России, тем не менее, она послужила ряду важных целей для Кремля. Официально отрицая свою причастность к войне, и твердо удерживая конфликт в пределах серой зоны, Москва смогла снизить международную реакцию, и значительно ослабить экономические и геополитические издержки, с которыми, в противном случае, ожидала бы столкнуться в ответ на более традиционную войну.
Полное отрицание Кремля также позволило России участвовать в миссиях международных наблюдателей в зоне конфликта, изображая из себя на дипломатической арене потенциального посредника, а не активного участника. Это имело катастрофические последствия для усилий по прекращению боевых действий и делает практически невозможным достижение устойчивого урегулирования конфликта. Как заключить мир со страной, которая отказывается признать, что она ведет войну?
Как заключить мир со страной, которая отказывается признать, что она ведет войну?
В настоящее время Путин угрожает не вторжением в Украину, а, скорее, эскалацией вторжения, которое продолжается с февраля 2014 года. Тот факт, что об этом нужно заявить после почти восьми лет российской агрессии, говорит все, что нужно знать. Это замечательный успех информационной войны Кремля в искажении международного восприятия конфликта.
Использование Россией дезинформации в качестве оружия должно вызвать серьезную переоценку ценностей в редакциях новостей по всему миру. Слишком часто в международном освещении украинского конфликта объективность ставится выше правды, и в каждом отчете некритически цитируется очевидная российская ложь во имя журналистского баланса. Намерения участников, возможно, были вполне благородными, но их усилия невольно способствовали дальнейшей агрессии России против Украины.
С учетом того, что над континентом нависла перспектива крупной европейской войны, это необходимо изменить. В ближайшие недели международные СМИ могут внести значительный вклад в дело мира, отказавшись от двусмысленности и точно описав текущую угрозу вторжения как часть гораздо более масштабной продолжающейся войны России против Украины. Спустя почти восемь лет после начала вторжения Путина пора разоружить его информационное оружие.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии