Сковорода стала открытием для словенцев. Сломал российский нарратив
Украинцам стоит внимательнее присмотреться к Григорию Савичу
Несколько лет назад посол Украины в Словении пан Михаил Бродович показывал мне в столице этой страны памятник Сковороде. Небольшая и изысканная скульптура установлена в парке в центре Любляны, а рядом – памятники выдающимся представителям других народов. Увидеть в качестве символа Украины именно Сковороду было свежо и неожиданно, ведь обычно за границей украинцы ставят памятники Шевченко, – пишет Андрей Любка для издания "День".
На мой вопрос пан Бродович ответил, что о Шевченко словенцы знают (и памятник ему в одном из городков есть), а вот Сковорода стал для них открытием. Ведь когда они видят даты жизни 1722-1794 гг. и подпись "украинский философ", невольно думают: ого, в те древние времена уже существовали не только украинцы, но и украинская философия! Это коренным образом меняет стереотип об Украине, ломает российский нарратив о "нации, которой никогда не существовало", создает новую парадигму мышления о нашей стране. Сковорода открывает иную перспективу на Украину, где Шевченко становится не творцом нации, а ее будителем ото сна, Григорий Саввич углубляет нашу историю и служит живым подтверждением более глубокой связи с многовековой традицией.
Сковорода открывает иную перспективу на Украину, где Шевченко становится не творцом нации, а ее будителем ото сна
И поэтому, безусловно, фигура и творчество Сковороды идеально пригодны для культурной дипломатии и представления Украины за границей. Но в то же время и украинцам давно стоит внимательнее присмотреться к Сковороде, открыть не только его изображения на большой купюре и хрестоматийные стихи, но и другие произведения, увлекательную и небанальную биографию (Григорий Саввич еще немало прожил – 71 год!), контекст его эпохи и место философа в европейской системе координат.
Речь идет не о том, чтобы переборщить, как у нас кстати и не кстати любят делать, не надо сразу спешить с выводами, что Сковорода был жемчужиной европейской философии, что все его идеи и позиции были новаторскими, а каждое произведение – незабываемым шедевром. Нет, у Сковороды много скучных произведений, он грешит морализаторством, зачастую его идеи подхвачены из других источников и авторов, а со стилистикой он мог бы доставлять себе и больше хлопот. Но при всем этом – как говорится, никто не идеален, и похожие претензии можно выдвинуть и к, например, Франко! – он остается мощным мыслителем, интересным писателем, неординарной личностью, которой гордилась бы каждая европейская культура. Порой достаточно написать всего несколько строк, чтобы войти в историю, а в случае Сковороды речь идет если не обо всем творчестве, то по крайней мере о десятках произведений. Именно так – рационально и трезво – нужно относиться к нашим классикам; осознавать, что пафос и бронзовение убивают живое мнение и интерес к творчеству.
Пафос и бронзовение убивают живое мнение и интерес к творчеству
Я пишу все это потому, что уже в следующем году мы будем праздновать 300-летие со дня рождения Григория Сковороды. Несомненно, это событие года, к которому следует подготовиться, ведь упустить такую юбилейную годовщину будет непростительной ошибкой. В то же время особых надежд на государство в этом смысле нет, а часть новых культурных институтов, к сожалению, постепенно атрофируется из-за непрофессионального руководства и оттока профессиональных кадров. Как бы то ни было, а 150-летие Леси Украинки удалось отметить на достойном уровне как раз благодаря привлечению общественности, ученых и интеллектуалов, поэтому этот пример может стать платформой и для качественного чествования Сковороды.
Поскольку Сковорода был "народным" философом, то полагалось бы и его трехсотлетие праздновать всем народом. Так что, у кого какие идеи?
Комментарии