Михаил Гончар
Эксперт по энергетическим вопросам, президент "Центра глобалистики"
04.10.2021

Будапешт помогает Москве уничтожать украинский транзит газа

Надо заставить Газпром играть на газовом рынке по европейским правилам

1 октября российский Газпром прекратил транспортировку газа в Венгрию через Украину. Заявки на транзит не поступили, несмотря на заключенный контракт на весь газовый год - с 1 октября 2021-го до 30 сентября 2022 года.

Нафтогаз подготовит обращение в арбитраж в соответствии с соглашением 2019 года. Но не сразу. Будут консультации сторон. Вопрос ведь не только в Газпроме. Без содействия венгерской стороны россияне ничего бы не добились. Тема не исчезнет быстро с повестки дня.

Наши отношения с Венгрией и ранее не были хорошими. Она блокировала движение Украины в НАТО. Делать из Будапешта невинную жертву российских происков не стоит. Режим Виктора Орбана в энергетическом смысле - то же, что режим Александра Лукашенко в Белоруси. Он тотально зависим от поставок российской нефти и газа. Будучи страной-членом ЕС и НАТО, Венгрия в энергетической сфере максимально идет навстречу всем прихотям Кремля.

Режим Орбана давно на крючке у руководства Евросоюза

Будапешт нарушил некоторые многосторонние договоры. В частности Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. Опасается санкций или штрафов со стороны Брюсселя. Тем более режим Орбана давно на крючке у руководства Евросоюза. Ему грозит прекращение финансирования ряда позиций. Этот прецедент, особенно на фоне деструктивной политики Газпрома на европейском рынке, может стать хорошей возможностью для Брюсселя поквитаться с Будапештом за совокупность его действий.

4,5 миллиарда кубов транзита - это не те объемы, которые обернутся для нас экономической катастрофой. Вопрос не только в размере причиненного ущерба. Он, безусловно, есть - в виде недополученных средств за транзит. Газпром в соответствии с принципом "транспортируй или плати" будет платить за это. Ущерб есть и для украинских, и для венгерских компаний, занимающихся продажей газа в Украину через реверсную схему. Венгрия была второй после Польши, кто активно и эффективно использовал эту бизнес-возможность.

Газпром системно "осушает" европейский газовый рынок

Для нас вред заключается в том, что в этот критический момент Будапешт помогает Москве уничтожать украинский транзит. Газпром системно "осушает" европейский газовый рынок, начиная с мая этого года, как раз путем уменьшения транзита через ГТС Украины. Сейчас он уменьшил транзит до технически критического уровня. Если бы Газпрому удалось 1 октября запустить первую ветку "Северного потока-2" и одновременно в обход Украины запустить через "Турецкий поток" часть поставок в Венгрию, то через нашу ГТС шел бы мизерный объем, что технически обеспечивал бы функциональность газотранспортной системы. И Газпром имел би основания обвинить Украину в нарушении договора 2019 года и досрочно его расторгнуть. Это был бы конкретный экономический ущерб в виде недополучения платежей за транзитные услуги, которые должны быть по договору 2019 года. Вот такой был замысел Газпрома.

Украина адекватно отвечает РФ на корпоративном уровне. Выиграли Стокгольмский арбитраж. В 2019-м ввели американские санкции против "Северного потока-2". Это заслуга корпоративной дипломатии. Сейчас тоже надо использовать правовые механизмы.

Европейская комиссия очень медленно действует. Она еще только в стадии осмысления происходящего на энергетических рынках

Украина предупреждала, что доминирование Газпрома на рынке ЕС дорого обойдется самому Европейскому Союзу. Надо приложить совместные усилия. 12 октября в Киеве будет саммит "Украина-ЕС". Надо заставить Газпром играть на европейском и украинском рынках по правилам энергетического законодательства ЕС. Мы - часть европейского энергетического пространства. Тот вариант, который Газпром навязывает европейской стороне - мол, снимите ограничения, и мы запустим "Северный поток-2", а также на полную мощность заработает "Северный поток-1", который ограничен в использовании из-за позиции Польши. Но так нарушается один из фундаментальных европейских принципов - недискриминации. Ведь традиционный маршрут через Украину и Словакию именно дискриминировали. Ничто не мешает России использовать этот маршрут для удовлетворения европейских нужд. Как и маршрут "Ямал-Европа" через территорию Польши, который так же работает только на 1/3 мощностей, ибо Газпром минимизировал его использование. Это противоречит европейскому энергетическому законодательству. Европейская комиссия очень медленно действует. Она еще только в стадии осмысления происходящего на энергетических рынках.

Механизмы принуждения России к прекращению газовой агрессии есть. Главное - чтобы хватило политической воли в Брюсселя.

Записано в комментарии для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі