Зеленский концентрирует власть – и правильно делает
В бедной стране переход от олигархата к демократии возможен только через диктатуру
Владимир Зеленский собирает все больше не системных, а сугубо волюнтаристских средств воздействия. И это проблема. Потому что рук у президента две. А рычагов много. Не так давно мы были свидетелями введения санкций против Виктора Медведчука - самой одиозной фигуры в украинском политикуме. Начато и судебный процесс. Но сторону обвинения представляют председатель Службы безопасности Иван Баканов и генпрокурор Ирина Венедиктова. Вот перечень их сильных профессиональных качеств: во-первых, лояльность к президенту; во-вторых... А зачем во-вторых? Зеленскому достаточно лояльности. И это проблема. И не только Зеленского. Но и всей Украины.
И следующее. Олигархи - которые включены и не включены в список - не откажутся от владения медиа, контроля над политическими партиями, судьями, чиновниками, региональными элитами. Они научатся лучше скрывать свои активы. Вот и все.
Истоки их влияния - рентная экономика. Однако закон никак не ограничивает их статуса монополистов в сферах энергетики, металлургии, добывающей промышленности и тому подобное. А это значит, что они и дальше будут иметь "чрезмерное влияние". Какой вывод сделают? Надо глубже прятаться в тень.
Олигархи не откажутся от владения медиа, контроля над партиями. Научатся лучше скрывать активы
Зеленский схватил змею за хвост, чтобы разорвать 30-летний цикл воспроизводства олигархата в Украине. А стоило - за голову. И рвать ядовитый зуб - рентную экономику. Потому что все богатство страны, если верить Данилову, принадлежит 13 апостолам крупного бизнеса. И каждый из них - Иуда. И ни один из них виснуть на осиновой ветке не собирается.
Политолог Роберт Михельс вывел так называемый железный закон: любая демократия трансформируется в олигархию. Возможен ли обратный процесс, не сказал.
А сейчас я скажу крамольную вещь: в бедной стране переход от олигархата к демократии возможен только одним способом - через диктатуру.
Полную версию материала читайте в журнале "Країна" от 30 сентября