Поиск национальной идеи – это ловушка для украинских интеллектуалов

Гоняемся за чужим призраком вчерашнего дня

Просто удивительно, с каким упорством очень разные украинские интеллектуалы стремятся осмыслить единство украинцев в терминах "национальной идеи".

"Украинская правда" спросила об этом Леонида Кучму и получила от него вполне дельный отпор: "По моему мнению, национальную идею не надо формулировать никак".

На днях на ток-шоу "Обратный отсчет" о "национальной идее" заговорил Валерий Пекар, на что получил замечательный совет от Виталия Дейнеги: задуматься над тем, почему в "Википедии" страницы "национальная идея" есть только на русском, украинском, казахском, татарском и таджикском языках.

В "Википедии" страницы "национальная идея" есть только на русском, украинском, казахском, татарском и таджикском языках

На самом деле активный поиск "национальной идеи" начали, под влиянием немецких романтиков, русские интеллигенты в XIX веке. Их как раз можно понять: они стремились найти хоть какое-то мистическое и символическое объединение всех "русских" (то есть, всех подданных Российской империи), ибо ничто конкретно всех этих русских явно не объединяло. Например, Владимиру Соловьеву, с его экуменизмом и симпатиями к папстве, в его поисках "русской идеи" не подходила даже уваровская триада "Православие. Самодержавие. Народность". "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ" - спрашивал Гоголь. "Национальная идея", найденная аки Святой Грааль, как раз-то и должна была ответить на этот "судьбоносный" для России вопрос (правильный ответ: "в никуда", но это отдельная тема для разговора).

Несколько позже этот же производный от немецкого романтизма импульс "поиска национальной идеи" зацепил также и украинских интеллектуалов, свидетельство чему можно найти в произведениях лидеров украинского национального самосознания конца XIX - начала ХХ века.

Еще позже, уже во времена СССР, роль "(интер)национальной идеи" некоторое время выполняли "идеи коммунизма" ("В победе бессмертных идей коммунизма / Мы видим грядущее нашей страны"). Но вместе с СССР и эта "интернациональная идея" пошла на нет.

Уже в постсоветское время развитием российской "национальной идеи" вполне ожидаемо занимался Александр Дугин. Но и эти его потуги не дали ничего, кроме временного идеологического инструмента в руках Кремля.

Для украинцев же, в сегодняшнем постмодерном украинском обществе (внутри которого, к тому же, сохраняются отдельные слои модерных и домодерных отношений), искать объединения в "национальной идеи" - это бездумное копирование паттерна, сформированного для совсем других исторических условиях, и, соответственно, бессмысленное прожигание времени. Мы даже не можем пойти условным "путем Дугина" и предложить какую-то рабочую версию "национальной идеи" власти, чтобы та набросила ее как объединяющий лозунг всем украинцам. Причина для этого очень проста: не та у нас власть (не только нынешняя) и не то у нас отношение украинцев к власти (не только нынешней).

Это бездумное копирование паттерна, сформированного для совсем других исторических условиях

Тем печальнее видеть, как "национальной идеей" занимаются Институт истории Украины, Энергодарский городской совет, бывший директор Института украиноведения Петр Кононенко, Правый сектор, Левко Лукьяненко и еще целая куча господ, имена же которых Гугль вѣсть.

Значит ли это, что украинцев, при отсутствии единой для них "национальной идеи", на самом деле ничто не объединяет?

Ни в коем случае.

Но искать это объединение в формуле "национальной идеи" - это гоняться за чужим призраком вчерашнего дня.

Оставьте это, дамы и господа. Займитесь чем-то более продуктивным.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі