Бесплатная приватизация земель тормозит сельское развитие и разрушает экологию
Очередное средство обогащения не общества, а агрохолдингов
Почти 30 лет в Украине продолжается земельная реформа. Сейчас у граждан появилась интересная возможность под названием "бесплатная приватизация земли". Это должно помочь им получить 2 га сельскохозяйственной земли для личного пользования, как предусмотрено Земельным кодексом. Для общин это возможность наполнить местный бюджет. Покинутые земли можно передать в пользование или частную собственность и получить с них налоги. Но положительно ли это отзывается на жизни общин и экологической ситуации?
В начале 2018 года Кабинет министров принял решение о передаче земель государственной собственности в коммунальную новосозданным общинам, чтобы предоставить им больше финансовой независимости. А недавно в силу вступил закон № 2194, согласно которому общины получат сельскохозяйственные и другого назначения земли и за пределами населенных пунктов общины.
Решение о предоставлении земли в собственность принимают местные органы власти. Они поражают коррупционностью. Ведь свободной земли для приватизации осталось мало, а желающих - много.
Свободной земли для приватизации осталось мало, а желающих - много
По 2018-2020 годы новосозданные объединенные территориальные общины получили около 4 млн га земли. В основном это были сельскохозяйственные земли, которые не обрабатывали более 10 или даже 20 лет. На этих землях стали появляться самосевные леса, а в некоторых общинах - пастбища для скота жителей сел. Однако часто официально не было задокументировано, что это именно лес или пастбище - юридически эти земли оставались сельскохозяйственными.
Сразу после получения таких земель в коммунальную собственность общины начали думать над тем, как извлечь из них средства в бюджет. Для этого можно передать земли или в аренду местному агропроизводителю (в идеале - малому фермеру), или гражданам в рамках бесплатной приватизации и наполнять бюджет налогами с этой земли.
Одной из общин, которая получила землю, стала Стеблевская объединенная территориальная община в Черкасской области. Ей перешло около 1000 га земли в 2018-2020 годах, в соответствии с постановлениями Кабмина. Эта земля рассредоточена между 14 селами, входящимі в состав общины.
В одном из сел ОТГ еще задолго до реформы децентрализации тогдашняя власть приняла решение о том, что два поля должны быть в пользовании людей, имеющих дома скот. Поэтому на протяжении 20 лет там пасли коров, собирали шампиньоны, землянику и др.
Однако в 2018 году они стали коммунальной собственностью, в следующем году их бесплатно приватизировали несколько работников местного агрохолдинга, которые передали ее в аренду холдингу "Панда". Предприятие принадлежит ексрегионалу Геннадию Бобову и специализируется на производстве сахара.
Люди, которые пользовались полем на протяжении 20 лет, потеряли возможность пасти там скот - поле распахали
В итоге люди, которые пользовались этим полем, потеряли возможность пасти там скот - поле распахали.
Этот случай не единичный и демонстрирует, что несмотря на хорошее намерение - дать больше возможностей людям получить землю в пользование - бесплатная приватизация может стать очередным средством обогащения не общества, а агрохолдингов и их владельцев.
Итак, механизм, призванный поддержать общины, на деле может им только навредить. Речь идет и об экономических потерях. В случае передачи земли в частную собственность, общество больше не может претендовать на поступления в бюджет от аренды - только на налоги. Аренда гектара земли, например, в Черкасской области может принести в среднем 3700 грн в год. Тогда как частный земельный участок, например мой, который находится в Черкасской области, даст бюджету общины всего 337 грн земельного налога (1% от нормативно-денежной оценки для с/х угодий) и 60% от налога на доходы физических лиц - около 585 грн. То есть бюджет недополучает 2778 грн - больше половины минимальной зарплаты, которую можно было бы выплатить учителю или врачу.
В случае передачи земли в частную собственность, общество больше не может претендовать на поступления в бюджет от аренды - только на налоги
Из-за приватизации жители общины фактически теряют доступ к земельному ресурсу для поддержания деятельности своих хозяйств, которые являются основой их дохода и благосостояния. Ведь, как уже отмечалось, много формально сельскохозяйственных земель давно используются как пастбища, места сбора грибов и ягод или даже леса. Исчезновение возможности выпасать скот на доступных полях заставляет людей оставлять животных дома, а впоследствии и избавляться от них вообще, потому что на приусадебном участке трудно удерживать большое животное.
Поэтому когда "приватизация" происходит в пользу крупных агрохолдингов, местные жители вообще не получают от этого никаких выгод. Наоборот - они могут получить еще и дополнительный вред для окружающей среды. Особенно когда речь идет о давно заброшенной земле.
Распашка приводит к потере всего биоразнообразия, которое формировалось здесь годами. Вместе с тем в атмосферу высвобождаются десятки тысяч тонн парниковых газов (углекислого газа, метана и т.д.), которые усиливают изменение климата. В Украине 55% территории - это пашня, что составляет 33,2 млн га. По этому показателю Украина занимает первое место в мире. Через ее распашку уже сейчас в атмосферу попадает 40 млн т углерода ежегодно. Чем больше пашни, тем больше выбросов.
В Украине 55% территории - это пашня, что составляет 33,2 млн га. Через ее распашку уже сейчас в атмосферу попадает 40 млн т углерода ежегодно
Ко всему этому добавляется внесения минеральных удобрений и пестицидов, которые могут загрязнять водоемы и источники питьевой воды.
Верховной Раде необходимо принять решение об отмене механизма бесплатной приватизации земель с/х назначения. Полученная общинами земля в коммунальную собственность должна оставаться в коммунальной собственности и приносить пользу всему обществу.
Часть полученной в коммунальную собственность земли лучше передать в пользование жителям общины, где они смогут выпасать скот, собирать ягоды, грибы и просто отдыхать.
Также стоит требовать принятия законопроекта №3091, который предусматривает реформу системы государственного экологического контроля. Реформа должна обеспечить эффективный контроль за использованием природными ресурсами, в том числе земельными, на разных уровнях: от национального к обществу.
Еще одним важным документом, который может спасти биоразнообразие и экосистемы, является законопроект № 4461 "О территориях Изумрудной сети". На территориях общин все еще есть участки, которые важны с точки зрения защиты окружающей среды. Их следует сохранить. Потенциально они смогут принести больше прибыли общине, чем растениеводство.
Правительству и ответственным министерствам необходимо интенсивнее работать над осведомленностью руководства общин по устойчивому управлению природными ресурсами. Только в синергии этих двух ветвей власти удастся достичь устойчивого развития всей страны и сельских территорий в частности.
Михаил Амосов, для Gazeta.ua
Комментарии