"Байконур. Вторжение" – фильм о закостенелых трупах советской мощи

Развлечение плюс информация, роад-муви плюс документальность, триллер плюс приключения

Перед началом фильма "Байконур. Вторжение", который выйдет в прокат 5 августа, длинными титрами, прописанными белым на черном, зрителю в деталях рассказывают, к чему фильм не призывает, к чему он не подстрекает и что финансисты фильма не несут ответственности за создателей. Эта информация имеет двойной смысл: она защищает от нападок на продюсеров и грантодателей фильма, Украинский культурный фонд, но вместе с тем сразу и безоговорочно интригует, ведь всем известно: человек - настолько извращенная и мотивированная тварь, что предупреждение или запрет, вроде "ни в коем случае не иди туда", сразу вызывает желание пойти именно в указанное место.


Таким образом документальный фильм "Байконур: Вторжение" идейно и формально продолжает путь компании Insiders Project, любителей экстремального, скрытого и запрещенного, зависимых от адреналина и дозы нового, дозы, вполне способной вывести вообще за пределы игры, то есть жизни. Собственно, для продвижения фильма была создана игра, где неправильный ответ в серии вопросов отправляет игрока в бан на 96 секунд, а число 96 - это эквивалент минимальному количеству заключения за вторжение в зону космодрома "Байконур", подконтрольного РФ до 2050 года. И именно в эту зону направляются двое украинцев - постоянный ведущий проекта Дмитрий Громов и режиссер, оператор и продюсер Ангел Ангелов. Понимая, куда они едут и что им грозит, - пишет Ярослав Пидгора-Гвяздовский для "Детектор медиа".

Человек - настолько извращенная и мотивированная тварь, что предупреждение или запрет, вроде "ни в коем случае не иди туда", сразу вызывает желание пойти именно в указанное место

Именно это является одним из принципиальных отличий "Байконура..." от всех предыдущих фильмов и телепередач проекта: здесь есть политический момент, и он говорит о последствиях, значительно более страшных, чем все возможные проблемы, на которые наталкивались создатели проекта до этого, потому что на восьмом году российско-украинской войны уже всем известно, к каким неслыханным пыткам прибегают россияне в отношении захваченных ими украинцев.


С начала отчаянное вторжение двойки экстремалов на военный объект, которым является по понятным причинам закрытый для всех ворон космодром в Казахстане, выглядит подобным безумию военного переворота Юкио Мисимы с запланированным сэппуку в финале и предшествующим ему изящным и игривым ужасом. "Военного" значения этой гражданской операции добавляет еще и способ движения украинцев: после самолета и поезда и преодоления 3000 км последние 30-40 км они идут по пустыне, полностью словно разведчики - ночью, с заранее определенными точками возможного присутствия охраны, быстро и тихо, скрывая звуки шагов. А скрывать, рассчитывать и следить надо, потому что перед тем в течение года из десяти подобных "экскурсий" больше половины "туристов" были схвачены и об их дальнейшей судьбе не сказали ни пол слова, вероятно, она не известна.

Из десяти подобных "экскурсий" больше половины "туристов" были схвачены и об их дальнейшей судьбе не сказали ни пол слова

Подготовленный с начала архивными вставками о холодной войне, ядерном противостоянии СССР и США, создании "Байконура" и последней катастрофически-неэффективной космической программе кораблей многоразового использования, фильм вошел в натурные съемки "живой" камерой, привычной для Insiders Project. Это красиво и дает много воздуха, в кинематографическом смысле тоже. Под ночным звездным небом бескрайнее и плоское казахское плато, усеянное низким кустарником, завораживает и притягивает, как мара. Остроумно вставлены в съемку через тепловизор кадры с астронавтами на Луне и разговорами о "странной порошкообразной почве". А на проникновение в циклопические ангары Байконура нельзя смотреть без повышенного сердцебиения - и не только потому, что это "вторжение на чужую собственность", но и потому, что это до металлического вкуса во рту интересно.


Окутанный тайной последний дом (печально) известных кораблей "Буран" и "Энергия", один из которых таки взлетел, но только раз, открывается вспотевшему и счастливому зрителю в первом в своем роде кинодневнике, созданному не в советское время и не враждебной страной, а нашими соотечественниками, которые безрассудно и бесстыдно, под носом ФСБ и рашевских военных, влезли в святая святых космического прошлого мифически могущественной и точно злой империи на глиняных ногах.


Наши соотечественники под носом ФСБ и рашевских военных влезли в святая святых космического прошлого мифически могущественной и точно злой империи на глиняных ногах

С разбитыми окнами и стенами, погнутой арматурой, полные пыли, грязи, разбросанных кирпичей, полные "танков и остатков пехоты", эти ангары сохраняют настоящие космические челноки. Ржавыми лестницами, через обшарпанные коридоры, подобные декорациям фильма ужасов "Сайлент Хилл", устланным битым стеклом полом ребята пробрались в эту могильную тишину, где только голуби летают под навесом, чтобы увидеть их, этих металлических голубей, спроектированных не Богом, а человеком. Далее - их детальный и предметный обзор, во всех возможных ракурсах и с массой данных, что делает фильм не просто документальным, а информационно-познавательным, еще больше приближая его к телефильмам каналов Discovery, National Geographic и History, и без того уподобленного им, как и все предыдущие фильмы Insiders Project. Конечно, это делает честь фильму, ведь названные каналы - образец телевизионного качества, где развлечение поставлено ​​на прочные рельсы познания и зритель получает удовольствие вместе с пользой. Но здесь как раз камнем преткновения является определение "телевизионный". Приставленное ​​и к "Байконуру", будто прокрустово ложе, обрезая его киносоставляющую.

"Байконур. Вторжение" - действительно не кино, если его рассматривать по букве закона. Впрочем, сделанный по всем правилам телепроекта, он, теряя префикс кино-, не теряет ничего, кроме статуса, а наш зритель, как мы знаем по электоральным перипетиями, легко пропускает мимо ушей любые префиксы, грамотность и соответствие - чтобы было интересно. Поэтому пока фильм Ангела Ангелова дает максимум, заполняя открытый от удивления и восторга рот желающих всеми возможными визуализированными вкусностями и озвученными изюминками.


История о взломе границы страны-агрессора без использования оружия, об интересе ценой жизни двух людей

Развлечение плюс информация, роад-муви плюс документальность, триллер плюс приключения - в этом есть смысл, и для того чтобы начать работу над этим фильмом, и для того, чтобы его теперь смотреть. История о взломе границы страны-агрессора без использования оружия, история об интересе ценой жизни двух людей, история о закостенелых трупах советской мощи - все это один документальный фильм, ценный своим присутствием и отличием от общей жанровой и тематической продукции украинского кинематографа. Участник фестивалей и премий, он не брал наград жюри, но ему ничего не мешает, чтобы взять зрительскую награду, на которую он, с кинокритической точки зрения, вполне заслуживает.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі