Куда делся "будапештский" и откуда взялся "нормандский" переговорные форматы
Для лучшего понимания международных вызовов современности стоит вспомнить хронологию событий вокруг агрессии России против Украины в 2014 году
Верховная Рада Украины запустила действие Будапештского меморандума своим постановлением от 28 февраля 2014 года с официальным обращением к странам-гарантам. Консультации стран-гарантов согласно п. 6 меморандума были назначены на 5 марта 2014-го в Париже и туда приехали госсекретарь США, министр иностранных дел Великобритании и и.о. министра иностранных дел Украины. Но Россия консультации дерзко проигнорировала. И в ответ в середине марта того года США ввели первые санкции в отношении России.
Поэтому следует помнить, что первым международным форматом переговоров весной 2014-го был "будапештский"! На самом деле, наиболее легитимный международно-правовой переговорный формат.
Первым международным форматом переговоров весной 2014-го был "будапештский"
Следующим форматом стал расширенный "будапештский+" с США и ЕС в целом (вместо одной Великобритании, которая тогда была в составе ЕС), он же "женевский" (17 апреля 2014 года). Там Россию представлял министр иностранных дел Лавров. Поэтому Россия после первых санкций США, в том числе исключение из G8, этот формат не проигнорировала и на встречу в Женеву появилась, хотя и выступала там с деструктивных позиций.
Однако эти оба международные переговорные форматы были полностью "слиты" новоизбранным президентом Порошенко 6 июня 2014-го на встрече-праздновании юбилея высадки союзников в Нормандии. Там Порошенко в угоду Обаме, Путину, Меркель и Олланду согласился заменить США и ЕС на Германию и Францию как наших партнеров на переговорах с Россией.
То есть только что избранный президентом Порошенко согласился на замену "женевского" формата на "нормандский", чем существенно уменьшил ответственность стран-гарантов США и Великобритании, а также Евросоюза за дальнейшую судьбу Украины.
А дальше в сентябре 2014 года Порошенко еще и допустил дальнейшую параллельную редукцию переговоров до уровня Минска с по сути фиктивным ОБСЕ вместо ведущих стран Запада, что привело к окончательному тупику, в частности несоответствующих международному праву и антиконституционных Минских договоренностей.
Поэтому для реального политико-дипломатического результата в интересах Украини необходимо было возвращение в 2019 году до формата Женевы (Будапешт+) при участии за столом переговоров США и ЕС, вместо недобросовестных и слабых брокеров - Франции и Германии и жалкой ОБСЕ.
Все остальное - от лукавого.
Это и должен был осуществить Зеленский, отказавшись от токсического и антиконституционного наследия Порошенко. И ссылаться в диалоге с международными партнерами на доминирующее требование украинских граждан по соблюдению Будапештского меморандума и на два соответствующие постановления Верховной Рады от февраля и апреля 2014 года, а также парламентское постановление с обращением к Конгрессу США по безопасности гарантий от марта 2017 года.
Зеленский должен бы отказаться от токсического и антиконституционного наследия Порошенко
Однако Зеленский и Ко как настоящие дилетанты решили унаследовать токсическое наследство Порошенко как свое, чем совершили новую стратегическую ошибку и соучастие в государственном преступлении Порошенко.
Теперь и имеют еще большую головную боль с возвращением в США к власти левацко-неолиберальной команды Обамы-Байдена, которая, похоже, готова ради мнимого привлечения Германии и России к стратегическому сдерживанию Китая пожертвовать им восточную часть Европы, особенно Украину.
Украинцы в этой ситуации должны полагаться прежде всего на собственный дух и силы.