Виртуальная реальность в школе не заменит учителя. Так только кажется

Это произойдет не скоро

Три мифа о будущем образования.

О них говорят на конференциях, пишут в журналах и рассказывают лидеры мнений. Яркие. Технологические. Хайповые. Люди уверены, что за этими трендами будущее образования. Но так только кажется.

Миф 1. "Будущее образования за виртуальной реальностью".

Что на самом деле? В виртуальной реальности (VR) много проблем. Критики обращают внимание на то, что оборудование, необходимое для VR (а это не только шлемы, но и мощные компьютеры) дорогое, а производство контента под него еще дороже. Но главная проблема даже не в этом, а в том, что, если задуматься, виртуальная реальность в большинстве случаев не приносит в обучение ничего нового. Можно восхищаться демонстрацией строения Солнечной системы в VR, но действительно ли она чем-то существенно лучше хорошего видео или даже картинку, стоимость производства которых в десятки и сотни раз меньше? А что делать с VR на уроках математики или английского? Вот поэтому до сих пор VR в учебных заведениях если и появляется, то только как дорогая игрушка, которую используют на занятиях несколько раз в год.

Надеяться на виртуальную реальность (VR) на каждой паре в средней школе в ближайшее десятилетие не стоит

Есть ли у технологии будущее? Возможно. Когда-то, когда устройства VR станут дешевыми и будут лежать у каждого в кармане, а цифровые медиа будут создавать в этом формате по умолчанию. Также возможно, что технология найдет приложение в специализированном обучении пилотов, хирургов и военных. Но надеяться на VR на каждой паре в средней школе в ближайшее десятилетие не стоит.

Миф 2. "Обучение будущего будет увлекательной игры".

Что на самом деле? О "обучении играя" говорят уже более десятилетия, но, несмотря на множество попыток, успехи этого подхода очень ограничены. К уже знакомой нам проблемы дороговизны производства, добавляется проблема сегментации. Механику аркадной игры, что в увлекательной манере учит детей операциям с дробями, нельзя перенести на обучение детей функциям. Следующий урок требует новой игры, а следовательно, стоимость разработки начинает расти взрывообразно. Но, как и с VR, главная проблема не цена. Как знают опытные игроки, как в спорте, так и в компьютерных играх, для выхода на серьезный уровень приходится прилагать серьезные усилия. Стать крепким середняком или, тем более, конкурентным игроком, невозможно без изнурительных тренировок и сконцентрированного обучения. Всего того, от чего нас обещают избавить апологеты "обучения играя".

Аватары, сюжетные квесты или интерактивное взаимодействие с контентом, только приобретают популярность. И есть шанс существенно повлиять на развитие образования в ближайшее десятилетие

Есть ли у технологии будущее? Игры не заменят обучение, но способны сделать его интересным для базовых навыков, особенно если под это есть большой рынок, что делает разработку экономически целесообразной. Изучить азы программирования играя? Почему бы и нет. Получить в игре достаточно знаний для использования программирования в реальном мире? Вряд ли. Но еще больший потенциал имеет геймификация - использование игровых механик, которые делают привычные форматы обучения интереснее. Некоторые из них уже давно используются в образовании. Оценки это те же игровые баллы, классы - уровни прокачки. Другие механики, такие как аватары, сюжетные квесты или интерактивное взаимодействие с контентом, только приобретают популярность. И есть шанс существенно повлиять на развитие образования в ближайшее десятилетие.

Миф 3. "Уже скоро искусственный интеллект заменит учителей"

Что на самом деле? На сегодня искусственный интеллект (AI) не способен выполнять элементарных функций учителя. Например, прочитать эссе, понять, о чем идет речь, и дать обратную связь по сути написанного. Или разработать план урока. Или провести со студентом разговор на английском и указать на допущенные ошибки. Качественная реализация любой из этих задач, является ежедневной рутиной для миллионов учителей по всему миру, станет настоящей сенсацией. Проблемы возникают даже не с тем, чтобы заменить учителя, а с тем, чтобы его дополнить. Как метко выразился один из приглашенных лекторов во времена моей учебы в Стэнфорде: "Если заглянуть под капот образовательных AI компаний, то окажется, что у абсолютного большинства из них AI работает только в пресс-релизах".

На сегодня искусственный интеллект (AI) не способен выполнять элементарных функций учителя

Есть ли у технологии будущее? AI фундаментально изменит образование. Возможно, это наиболее важная образовательная технология за всю историю. Вопрос только когда это произойдет. Через 10, 50, 100 лет? Возможно, нам повезет, и прорыв произойдет раньше. Но, в любом случае, вряд ли стоит ожидать замены компьютером учителя в ближайшем будущем. AI начнет просачиваться в образование через узкоспециализированные приложения. Например, сначала мы сможем научить AI качественно оценивать один очень структурированный тип эссе. Позже нам могло бы прибегнуть расширить этот успех на менее структурированные письменные работы. А потом сделать действительно универсальное приложение. Когда-то, большое количество подобных отдельных приложений сможет взять на себя львиную долю работу учителя. Но об этом можно с уверенностью сказать только одно: это произойдет не скоро.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Майкл Дракман Директор Международного республиканского института в Украине
Дарья Лазарева Эксперт отдела климата и транспорта ОО "Екодия"
Юрий Николов Соучредитель издания "Наші гроші"
Брайан Уитмор Старший научный сотрудник Atlantic Council
Иван Сидор Священник, секретарь-референт Киевской епархии ПЦУ