Лукашенко сжигает мосты. Международное право его давно не волнует
Атака белорусских спецслужб на самолет компании Ryanаir - пример государственного терроризма
Захватить самолет частной авиакомпании, зарегистрированной в иностранном государстве, для ареста оппозиционного журналиста, которого на родине разыскивают за критические взгляды относительно диктатора - работа в стиле Муаммара Каддафи или Саддама Хусейна (убитые ливийский и иракский диктаторы. - Gazeta.ua). Такого не практикуют в цивилизованном мире.
То, что Лукашенко сделал, ставит его вне цивилизованного мира. Белорусские спецслужбы, вероятно, были инициатором и инструментом этой "блестящей" акции. Однако Минск нарушил все возможные международные нормы и соглашения, - пишет Богуслав Хработа для Rzeczpospolita.
Преступление Минска - принуждение к посадке самолета и незаконное задержание пассажиров, экипажа и техники. То, что на борту было лицо, которое разыскивают в Беларуси, не оправдание для диктатора и его бандитских методов.
Неужели он не подозревал, что нарушает закон? Нет, он не сомневался лишь в том, что его давно не волнует международное право. По крайней мере, с тех пор, как сфальсифицировал прошлогодние президентские выборы, а уличные протесты задушил.
Если бы не интересы и воля Путина, Лукашенко бы давно не стало
Напомню, диктатора не признают президентом большинство стран мира. Режим под его руководством живет под многочисленными санкциям. Во многих смыслах он системно отрезан от свободного мира. Единственная опора диктатора - белорусская номенклатура, спецслужбы и Владимир Путин, с явным акцентом на последнюю составляющею. Если бы не интересы и воля Путина, Лукашенко бы давно не стало.
Изменит ли что-то для Лукашенко угон самолета? Нет, ни в коем случае. Ни номенклатура, ни спецслужбы от него из-за этого не отвернутся. Также Путин не отвернется. Тот поддерживал и худших животных. Как автора геноцида в Дамаске - Башара Асада.
Что получил Лукашенко? Во-первых, демонстрацию силы и решимости сохранить власть. Во-вторых, предупреждение белорусской оппозиции: "Вы нигде в мире не можете чувствовать себя в безопасности!". В-третьих, сигнал к миру: "Я достаточно уверен, чтобы не останавливаться ни перед чем. И путинская "крыша" сильнее, чем вы думаете".
Мы, свободный мир, беспомощны? Во многом - да. Лукашенко был и останется сувереном на своей территории. Можем усложнить его жизнь, ввести новые санкции, инициировать судебные разбирательства, которые приведут к еще большей изоляции Беларуси и еще более жесткому "железному занавесу".
Мы, свободный мир, беспомощны? Во многом - да
В короткой перспективе это мало что даст. Усилит репрессивный курс режима, ускорит экономический коллапс Беларуси, приведет к миграции ее граждан в поисках работы на Запад. Также усилится влияние России на Минск.
А в долгосрочной перспективе? Не знаем. Можем только предполагать, что однажды Лукашенко станет балластом для соратников, и будет устранен. Он также может оказаться ненужным бременем для Кремля. Тогда Путин или его преемник решат избавиться от диктатора. Однако не ожидал бы, что это произойдет в ближайшее время.
Нам ничего не остается, как усиливать свою роль как адвоката белорусской свободы и серьезно рассуждать, как ослабить режим, не ударяя по интересам братского белорусского народа. Это действительно сложное задание, но выбора у нас нет.
И еще две вещи. Варшава должна взять на себя инициативу, и прояснить причастность ФСБ к похищению. Есть много признаков, что белорусский КГБ не мог бы справиться сам, без помощи братской российской организации. Нельзя забывать о поддержке Романа Протасевича. Мы должны призывать весь свободный мир сделать его освобождение международным делом. Это так же важно, как санкции, и свержение режима.
Публикуется с разрешения автора
Перевод Gazeta.ua
Комментарии