Для пьяниц за рулем в законе появилась лазейка
Чем обернутся на практике изменения в Уголовный кодекс относительно ответственности нетрезвых водителей
Теперь в Уголовном кодексе Украины есть две статьи с одинаковым номером 286-1 (одна внесена в 2018, другая - в 2021).
Но это еще не все сенсации.
Не буду вас погружать в длительный процесс законотворчества, в результате которого образовалось несколько существенных ошибок в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях относительно ответственности за вождение в нетрезвом состоянии.
Попробую коротко и просто объяснить, что теперь будет на практике.
Поскольку образовалось две пары конкурирующих статей, то есть одно и то же противоправное действие будет подпадать сразу под две статьи, это запускает коррупционный механизм в практику и создает полный беспорядок. Потому что, кто-то теперь на стадии досудебного или судебного следствия будет принимать это решение - какую же статью использовать. И не надо быть пророком, чтобы предсказать, что процесс выбора будет двигаться в сторону меньшего наказания. То есть, для пьяниц за рулем в законе теперь есть лазейка. А для пьяниц, чье вождение, повлекло телесные повреждения или смерть пострадавших - вообще появилась возможность избежать уголовной ответственности, если их адвокаты правильно составят Конституционную жалобу в КСУ после скитаний по всем судебным инстанциям.
Одно и то же противоправное действие будет подпадать сразу под две статьи, это запускает коррупционный механизм в практику и создает полный беспорядок
Теперь немного подробнее о двух парах конкурирующих норм, если кто-то интересуется вопросом.
Первая пара:
Ст. 130 КоАП (админкодекс) - Управление транспортными средствами или суднами лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции.
и
ст. 286-1 (в редакции от 2018) Уголовного кодекса - Управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции.
Вопрос - кто и по каким критериям на практике будет выбирать из этих двух статей по которой из них квалифицировать факт управления автомобилем в нетрезвом состоянии? Одна из них влечет за собой не только наказание, но и факт судимости.
Вторая пара:
ст. 286 Уголовного кодекса - Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами.
и
ст. 286-1 (та, которая другая, то есть в редакции 2021 года) - Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые управляют транспортными средствами в состоянии опьянения.
Дело в том, что если по вине пьяного водителя причиненны потерпевшему телесные повреждения (средней, тяжелой тяжести) или смерть, то эти действия одновременно охватываются двумя вышеуказанными статьями. Одновременно две применить нельзя, согласно Конституции. Если применить одну из них, возникает резонный вопрос незаконности - почему та, а не иная. И, каково бы ни было решение суда, появятся основания для Конституционной жалобы в КСУ. Это ситуация - цугцванг.
Выходов можно найти несколько. Проще оставить с каждой конкурирующей пары по одной статье
Выходов можно найти несколько, но это в любом случае изменения в законодательство путем подачи законопроектов. Проще оставить с каждой конкурирующей пары по одной статье.
Медлить не стоит, так как этот коллапс завершится возмещением вреда из госбюджета людям, которые будут страдать от применения судами этой законодательной абракадабры.
Комментарии