"Код предков" – это фильм, который поет песни

Богатство народа измеряется богатством его истории и многослойностью культуры

Украинский документальный фильм "Код предков" Владимира Луцкого принял участие в индийском фестивале International Folklore Film Festival, который четвертый год подряд проходит в городе Триссур, столице одного из южных штатов Индии Керала. Представленный еще осенью 2020 года в конкурсе минского фестиваля "Лістапад", скандально закрытого властями Беларуси, "Код предков" в декабре получил приз Гильдии киноведов и кинокритиков Белорусского союза кинематографистов "Соломенный зубр". Интересно, что приз он получил в аккурат перед Рождеством, об обрядах которого в фильме, в частности, и говорится - об обрядовой культуре, о песнях, о фольклоре, - пишет Ярослав Пидгора-Гвяздовский для "Детектор медиа".

"Фольклор мудрый, если его изучать, можно найти подсказки - как жить", - говорит один из героев фильма, Иван Кирчук, музыкант, композитор, крупнейший специалист и популяризатор белорусского фольклора. В "Коде предков" за ним следит камера, когда он ездит по Брестской и Гомельской областям, через Давид-Городок, Тонеж и Погост, заходит в дома к старым женщинам, преимущественно, единым и последним знатокам старых песен, преданий и магической силы в Беларуси. "Я собираю песни, чтобы они были кому-то нужны", - говорит Иван. И в фильме он выступает не только как интервьюер или слушатель - какая-то бабка споет свою песню, а он ей - свою. Так они играют, развлекая друг друга голосом, сопилкой или воспоминаниями.

Фольклор мудрый, если его изучать, можно найти подсказки - как жить

Если Иван Кирчук представляет белорусский фольклор, то фольклор украинский в фильме представляет певица и композитор Катя Чили. И она - одна из самых больших удач фильма. Энергетика Кати и ее личное, особое отношение к народным пениям и знаниям, зашитым в них, является едва ли не главным магнитом "Кода предков", настолько она в кадре выглядит кровно заинтересованной и чувственно восторженной темой, пением, людьми. В Криворивне Ивано-Франковской области она не просто слушает рассказы о том, как проходили свадьбы, как пели на праздники или как украшали быт, - она, певица с детства, проводит все через себя, тем самым делает свою роль более значительной, чем просто звездная ведущая. Например, объясняя источник пения в человеке, Катя говорит кое-что философское, а не просто музыкальное: "Поет радость, страх - не поет". А дальше говорит о слезах как об эмоциональном эффекте от пения, что некоторые люди приписывают влиянию алкоголя: "Замечали, как слезы катятся, а вы на них санкции не давали? Слезы, мурашки или просто так сердечко открывается? Для себя я это называю "слезы силы"... Это барометры чего-то очень-очень ценного".

Поет радость, страх - не поет

Два года назад Владимир Луцкий сделал фильм "Малевич" о визуальном искусстве, теперь - об искусстве музыкальном. Как и предыдущий фильм, "Код предков" балансирует между точным и эмоциональным, между информацией и душевностью, между наукообразностью и человечностью, постоянно меняя настроение, ритм и фон. Поэтому зритель не успевает заскучать, скажем, от вербального описания "как на Гуцульщине украшали вещи" (несмотря на несомненную интересность этого, потому что на Гуцульщине действительно украшали все, от столов и стен до одежды и даже ложек, "украшали хотя бы резьбой"). После этого перехватывают дух кадры фантастически красивых закатов солнца на Полесье, нереальные кадры ночи на лугах или тумана на озерах. Снятые коптером через какие-то хитроумные фильтры с эффектами, они своей сказочной природой идеально подходят к мистическим преданиям с Гомельщины о ведьмах, чертах и свадьбах. Так же, как кадры ночных походов колядников на рождественские праздники в Украине, когда группа парней и девушек, в масках и с ритуальными посохами и украшениями, ходят по селам с пением и историями. "Коляда - сильный славянский карнавал, - рассказывает закадровый голос. - На Коляду готовили богатый стол, потому что считалось, что если ты богато живешь - предки будут помогать, а если ты бедный и не обращаешь внимания на этот праздник - никакой помощи тебе не будет".

Интересно и правильно в фильме выполнен переход из прошлого в настоящее, вроде как элемент преемственности, как унаследование древности настоящим. Тонкий и ритмично выверенный эпизод, когда старинная белорусская песня, акапельно спетая на камеру Кирчуком, перетекает в богатую звуковую палитру студийной записи современной интерпретации украинской песни Катей Чили. Но сразу, чтобы расставить все точки над "и" и показать, кто настоящий автор, зрителю комментирует ситуацию Ирина Клименко, заведующая научно-исследовательской лаборатории этномузыкологии Национальной музыкальной академии Украины: все мелодии - белорусские или украинские, с использованием электронных инструментов или ударных - старого происхождения и лишь используются нашими композиторами и аккомпаниаторами с видоизменением или заново придуманными словами - "потому что исконно мелодии содержались традицией и охранялись обрядом".

Интересно и правильно в фильме выполнен переход из прошлого в настоящее, вроде как элемент преемственности, как унаследование древности настоящим

Ивана Купала - второй праздник, о котором говорится в "Коде предков". Видимо потому, что оно по другую сторону года от Коляды, не только разделяет год пополам, но и демонстрирует другую, летнюю природу. "Для меня это главный праздник, - говорит Кирчук, - это катарсис. Для меня это тот праздник, в котором есть вся магия текстов, песен, хороводов, трав, деревьев и всех магических существ, которые упоминаются в купальских песнях".

Объяснение элементов различных обрядов - как пекут, празднуют, украшают, одеваются, танцуют, поют - львиная доля фильма. Это правомерно вписывает его в исследовательское и сугубо практическое документальное кино, призванное представить богатую этнографическую культуру Украины и Беларуси, наглядно демонстрируя общность и позитивность духа, который, по словам Кирчука, существует между двумя странами. Мягкий, без претензий на что-то великое, красивый и певческий, "Код предков" заполняет лакуну исторических и географических фильмов, далеких от лекал большого фестивального кино, но очень близких к человеку в смысле "люби и знай свой край родной". И тем важных во времена пренебрежения и забывания традиций, сомнений в правде предков и попытке переписывать историю в пользу победных религий, торжества цивилизации или футуристических грез. Богатство народа измеряется богатством его истории и многослойностью его культуры, со всем ее животворным воплощением, вроде предметов быта и художественных проявлений. Владимир Луцкий показал широкую картинку прикладной, фольклорной культуры, широко заступая за пределы одного государства и, таким образом, глубоко копая в прошлое обоих государств-соседей, четко обозначая при этом общие и главные темы песен и верований народов. То, что в таком видении используются современные методы съемки, только улучшает цель - зацепить большую часть аудитории, хотя и на молодежь особо не приходится рассчитывать.

Созданный при поддержке Министерства культуры Украины, "Код предков" в будущем идеально подошел бы для телевизионных каналов историко-просветительской тематики. Пока же он продолжает фестивальную жизнь.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи