Происходит серьезный моральный сдвиг. Воровать и врать становится нормой

Мы даже не стремимся к доверию

У меня впечатление, что у нас на глазах происходит какой-то серьезный моральный сдвиг в обществе. Конкретнее - сдвигается понимание того, что такое легитимная этическая норма.

Воровали и лгали всегда, это факт. Но не помню, чтобы кражу и ложь когда-то открыто легализовали как норму - то, чего никто не стесняется даже на первый взгляд, "для галочки".

Плагиатора назначают министром - "ну и что?". Почти никому не стыдно. "Ну украл и украл, все так делают". В том-то и трагедия, что на самом деле не все. Но тем, кто так не делает, теперь отказано даже в утешительном ощущении своей хотя бы номинально признанной обществом "нормальности".

Или вот пример, который описала Екатерина Коберник. Арестович в самом начале интервью с ним говорит: "Я открыто признаю, что я аферист и лжец, а теперь спрашивайте, что вас интересует". С одной стороны, это вроде моральный шаг вперед: человек по крайней мере не лицемерит, а искренне признает, что врал, врет и будет врать дальше. (Как Шарапов с Груздевым: "Вы же не верите ни одному моему слову!" - "Правильно, и вы не верьте!"). С другой стороны, коммуникация при этом полностью теряет смысл, поскольку ложью может оказаться что угодно.

Проблема в том, что такая установка, производя одновременно тотальное недоверие (к правдивости каждого) и тотальное равнодушие (к допустимой безнравственности каждого), не просто размывает социальный капитал, а фактически умножает его на ноль. Потому что общество без хоть какого-то взаимного доверия между его членами существовать не может, это аксиома. Теперь же мы попадаем в ситуацию, когда мы такого доверия не только не имеем, а уже даже и не стремимся как к норме.

Разве не это как раз и называют failed state?

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі