На наших глазах происходит процесс разгосударствление. Скоро страна взорвется

Вопрос, зачем мы платим этому государству налоги, уже висит в воздухе

За последний месяц мы наблюдали триумф государственной импотенции. Луцкий любитель-террорист, который заставляет президента принять его условия. Спецназ СБУ, что штурмует полупустой автобус, в котором уже нет ни террориста ни половины заложников. Вооруженные силы, которые бросили умирать на нейтралке раненого бойца, которого подстрелил враг во время выполнения боевого распоряжения. Командование ООС, что не может забрать тела погибших военнослужащих на своей земле без разрешения "незаконных вооруженных формирований". Взрывы, которые становятся ежедневной реальностью в столице Украины. "Полтавский террорист" Роман Скрипник, который оставил в дураках всю аваковскую рать, что со всеми своими вертолетами и спартанамы третий день не может найти его в полтавских лесополосах. НАБУ, которое Высший совет правосудия отчитывает как нерадивого ученика по делу судей Окружного административного суда города Киева. И лично председатель ОАСК Павел Вовк, который откровенно стебеться с возбужденного против него дела...

И эта публичная демонстрация импотенции государства и его институтов побуждает к образованию альтернативных внегосударственных центров кристаллизации власти внутри Украины и за ее пределами.

Государство остается государством, пока сохраняет монополию устанавливать правила игры и требовать их выполнения

Государство может быть демократическим, авторитарным или тоталитарным, национальным или имперским, светским или теократическим, республиканским или монархическим, но оно остается государством до тех пор, пока сохраняет монополию устанавливать правила игры и требовать их выполнения. Пока за ним остается последнее слово в общественных отношениях. Пока оно удерживает монополию на власть. Государственная власть может принимать ошибочные или недальновидные решения и нередко принимает их. Но оно остается государством, пока способно воплощать свои решения (как правильные, так и ложные) в жизнь.

Государственная монополия на легитимное насилие, является аксиомой для европейских государств, оправдана (и воспринимается обществом) только тогда, когда государство может обеспечить своим гражданам хотя бы базовый уровень безопасности и справедливости. Уверен, что крайне мало украинцев чувствуют, что эти базовые человеческие потребности пока обеспечены удовлетворительно. А значит все менеше и меньше граждан полагаться на суды и правоохранителей. Тем более в государстве, которому его граждане традиционно не доверяют.

Классик американской социологии ХХ века Чарльз Тилли в своем знаменитом эссе "Война и государственное строительство как организованная преступность" демонстрирует, как государство вырастает из "кришевання" своих подданных наиболее удачливым рэкетиром. Автор спрашивает: "Что отличает насилие, которое оказывает государство от насилия со стороны кого-то другого? В длительной перспективе достаточно добиться того, чтобы разница между "законным" и "незаконным" принуждением воспринималось как норма. В конце концов, государственная бюрократия применяет насилие масштабнее, эффективнее, профессиональнее и опираясь на широкое согласие населения и большую готовность к сотрудничеству со стороны других государств, чем другие организации".

Только общество чувствует, что государство не способно защитить его от внутренней опасности и внешних угроз, оно интуитивно начинает искать себе другого патрона и защитника

Только общество чувствует, что государство не способно защитить его от внутренней опасности и внешних угроз, оно интуитивно начинает искать себе другого патрона и защитника (того, кого в бурные 90-е называли "крышей"). Сегодня мы вплотную приблизились к черте, за которой государство прекращает выполнять свои базовые функции: оно плохо защищает нас от внешнего врага и не гарантирует безопасности (а нередко и создает прямую угрозу для своих граждан) внутри страны. То есть на наших глазах происходит процесс разгосударствление. И вопрос, зачем мы платим этому государству налоги, уже висит в воздухе.

Еще несколько терактов и взрывов внутри страны, еще несколько новостей с фронта, как раненый боец ​​несколько суток напрасно надеется на помощь от своих, которые бросают его умирать на нейтралке, еще несколько "приветствий" президента непокорным мэрам, которые не будут иметь никаких последствий, еще несколько дерзкой демонстрации безнаказанности коррупционеров и произвола правоохранителей (как в Кагарлыке, Кривом Озере или по делу Шеремета) - и страна взорвется.

Тогда будут отброшены все условности демократической легитимности и начнется настоящий блиц-кастинг на "спасителя нации" - наиболее качественного и системного "рекитира", готового быстро навести порядок внутри страны и защитить ее от внешних угроз. Если повезет, Украина найдет своего "самозванца" Ататюрка или де Голля (самозванцев - потому что никто их не выбирал и не уполномочивал спасать свою нацию, но они это сделали). Если кастинг провалится, Украину будет спасать от очередных хаоса, анархии и современной руины Владимир Владимирович Путин.

Похоже, что в Украине все будет по Чарльзу Тилли. Поэтому искренне рекомендую всем перечитать его знаменитое эссе до того, как началось. Оно гораздо лучше теории общественного договора (предусматривающей доминирование в обществе сознательных и ответственных граждан) позволяет понять, что сейчас происходит в Украине и что ждет ее в скором будущем.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи