Почему плен не заканчивается в плену
Более 3200 наших граждан прошли через это испытание
Разговор о людях, которые прошли плен, пытки, унижения достоинства, показательные расстрелы и психические издевательства - далеко не из легких. Однако, он важен, ведь до сих пор в плену на оккупированных территориях Донбасса, в Крыму и России остаются сотни украинцев, а более 3200 наших граждан прошли через это испытание. Бывшие пленные неохотно рассказывают о своем опыте даже психологам. И причин этому несколько: страх и стыд за свой трагический опыт, чувство унижения, беспомощности и особой уязвимости.
Другая серьезная причина, почему бывшие пленные "капсулируют" свой травматический опыт, не открываясь полностью даже родным - это нежелание снова погружаться в страшную ситуацию, которая насыщена сильными переживаниями. В пленных появляется чувство недоверия к окружающим, в том числе, психологам, сомнения, что их поймут, а главное - не станет от общения еще хуже.
Пытки, как физические, так и психологические, принадлежат к тяжелым внешним стрессорным факторам, которые могут привести к расстройствам адаптации. По характеру такие расстройства бывают разными и зависят, как от мощности негативного опыта, так и от внутренней силы личности. Например, к посттравматическому расстройству может привести эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность и незрелость человека.
Синдром посттравматического расстройства развивается у 50-80% людей, перенесших тяжелый стресс, к которому относятся и пытки
Синдром посттравматического расстройства развивается у 50-80% людей, перенесших тяжелый стресс, к которому относятся и пытки. Его развитие напрямую зависит от интенсивности и длительности стресса.
95% военнослужащих, подвергшихся боевому стрессу, чувствуют его влияние на протяжении всей жизни, а у 20% ветеранов наблюдается резкое ухудшение здоровья и развитие болезненного состояния, что определяется как синдром ПТСР, по данным американских авторов.
В первые 2-4 месяца после плена появляются повторяющиеся ночные кошмары, которые беспокоят всех до единого. Для снов характерны чувство беспомощности, одиночества в опасной ситуации, преследование врагом с выстрелами и попытками убить, пытки и невозможность себя защитить.
После ночных кошмаров следующим по силе проявления повторных переживаний травмы являются так называемые флэш-бэки. Напоминают о страшном опыте и вызывают неприятные ассоциации резкие хлопки, петарды, салюты, звук самолета над головой и даже работа фотостимулятора при регистрации ЭЭГ, ассоциируется с очередью из автомата. Бывшие пленные имеют повышенную чувствительность к стимулам, которые напоминают о войне, и эти стимулы способны разбудить симптомы ПТСР и дистресса - когда человек не может адаптироваться к стрессовой ситуации и ее последствий.
Напоминают о страшном опыте и вызывают неприятные ассоциации резкие хлопки, петарды, салюты, звук самолета над головой
Случается, что у людей, которые пережили сильную психоэмоциональную травму, появляется снижение или потеря интереса к деятельности, которая ранее их вдохновляла. Появляется ощущение отчуждения, снижается способность радоваться и быть беззаботным. Проблемы могут появиться и на семейном фронте: холодность, эмоциональная отстраненность и конфликтность. Также может появиться ощущение непродолжительности и бесполезности жизни, пессимизма и ожидания близкого несчастья в будущем.
Если долго игнорировать психологические проблемы, может возникнуть депрессия, тревога, импульсивное поведение, алкогольная или наркотическая зависимость. У людей с ПТСР нередко бывают и психосоматические расстройства в виде хронической мышечного напряжения, повышенной утомляемости, головной боли, бессонницы, колита и боли в области сердца.
Как ни парадоксально, но повторное переживание травмы имеет определенный терапевтический эффект, а попытки избежать неприятных воспоминаний и глубоко "закопать" их в себе могут привести к патологии. Вот почему человек, который ведет дневник, или пишет книгу, или открыто делится опытом плена с другими - себе помогает. Если самостоятельно справиться не удается, тогда стоит обратиться к специалистам. Это облегчит психическое состояние и поможет научиться применять адаптивные формы защиты стрессам в будущем.
Борис Ганицкий, для Gazeta.ua
Комментарии