СМИ переступают границу этики. Зрителя подсаживают на наркотик сильных эмоций
Игра на чувстве страха – это самый простой способ сорвать рейтинг
Можно долго спорить, где заканчивается общественная важность материала и начинается нравственный коллапс. Его же на пальцах не посчитаешь и линейкой не измеришь. Это тонкий лед, по которому приходится балансировать всем журналистам, постоянно выбирая: безопасная, но непопулярная толщина журналистских стандартов или вкусненькая "рыбка" на тонком льду.
К примеру, в одном из последних репортажей во всеукраинском СМИ показывают лицо и называют имя изнасилованной полицейскими женщины. Словно невзначай, в материале раскрывают и сложный диагноз ребенка, которого воспитывает женщина... Десятки СМИ перепечатывают новость, не задумываясь, что на этот раз "насилуют" потерпевшую уже морально. И не только ее одну, а всю украинскую аудиторию.
Вот еще один совсем свежий случай. На популярном национальном телеканале анализируют мотивы зверского убийства ребенка, в котором подозревают мать. Поведение женщины, которая бросается на полицейских и судей, ходит голой и окровавленной, в сюжете объясняют... выходками нечистой силы и приходом Вальпургиевой ночи. С серьезным лицом "эксперт" комментирует, что подозреваемой могли овладеть нечистые духи, а соседи (чье профессиональное мнение, конечно, не подвергается сомнениям) в один голос твердят о чарах мертвых и неприкаянных душах...
Игра на бессилии, страхе и мистических переживаниях парализует критическое мышление, стигматизирует и провоцирует социальные конфликты
Печально, что аудитория даже не понимает, как сильно пересеченны красные линии, смакуя подробности личной жизни пострадавших. На страхах и необразованности потребителей пытается играть такая вот "журналистика", ведь это самый простой способ сорвать рейтинг. Зрителя подсаживают на наркотик сильных эмоций. Игра на бессилии, страхе и мистических переживаниях парализует критическое мышление, стигматизирует и провоцирует социальные конфликты.
Когда я работала собкором одного из национальных каналов, ко мне обратилась женщина, которую в одном из выпусков "Битвы экстрасенсов" объявили ведьмой. Сложно передать словами ее внутреннее состояние. Ведь после выхода программы в эфир, всем односельчанам сразу стало понятно, из-за кого в селе начались несчастья, к примеру - не урожай, а мужчины начали "ходить налево" и пьянствовать. Мать с семилетним сыном не знала, куда спрятаться от гнева соседей, ведь травля "ведьмы" в любой момент могла обернуться физической расправой. И это современная Украина, а не Средневековье.
Среди аудитории всегда есть готовые поверить хоть в черта, хоть в ведьму, хоть Вальпургиеву ночь, лишь бы снять с себя ответственность и переложить на другого. Хотя бы и на нечистую силу. Но проблема в том, что мы не в Средневековье. Можно только представить сколько людей, которые нуждающихся в помощи, вместо того, чтобы идти к врачам - бегут к экстрасенсам и гадалкам. И подсказывает им "дорогу" именно такая журналистика: сенсационно-сентиментальная, вооруженная инструментами, которые использовали еще в Средневековье: нагнетание, мистификации, преувеличение, намеки, манипуляции и заигрывание с аудиторией, которая любит чтобы ее напугали. За Страхом топчутся Секс, Скандалы и Смерть - пять "всадников" желтой прессы.
За Страхом топчутся Секс, Скандалы и Смерть - пять "всадников" желтой прессы
Если же "мишенью" такой журналистики становится человек, который уже имеет травматический опыт, то последствия повторной травматизации могут быть непредсказуемы. К примеру, усилия многих специалистов и длительное психосоциальное сопровождение сводятся на нет, когда жертву сексуального насилия приглашают на ток-шоу, во время которого искажают факты и "смакуют" подробности. Когда в истории ветерана игнорируют существенные факты, "подгоняя" его под редакционное задание - и искажают рассказ так, что человек не узнает себя, стесняясь выставленной напоказ "болезни" или испытывая чувство вины за хвастовство геройством. Когда подростка, которая пыталась покончить с собой, под светом софитов заставляют заново пережить то, что чуть не оборвало ее жизнь. Но журналистику пяти "С" совсем не волнует то, что происходит с жизнями героев после эфира.
В Украине система контроля за материалами, которые переступают границу этики, держится на общественных объединениях профессиональных журналистов. Комиссия по журналистской этике может публично осудить нарушения журналистских стандартов и дать свои рекомендации. Качество и этичность материалов держится в основном на принципах самого журналиста и внутренний редакционной политике. Однако, если соблазн сенсации будет слишком большой, никто не гарантирует, что на каком-то этапе этическая стратегия не даст трещину. В таком случае "утопленникам", то есть, украинской аудитории, которая может утонуть в лавине некачественной и "травмоопасной" информации, останется спасаться самой, как Мюнхаузену, вытаскивая себя за волосы. И шансы на спасение будут зависеть от способности критически мыслить, выбирать качественные СМИ и отличать зерна от плевел, что в современном мире называется медиаграмотность.
Ольга Волинська, для Gazeta.ua