Сейчас уже никто о люстрации слова не скажет. Опять поменялся политический режим

Оказалось, что и не люстрировали, и не наказали

Председатель парламентского комитета по вопросам правовой политики, нардеп от "Слуги народа" Андрей Костин заявил, что закон о люстрации не отменят. "Однако для того, чтобы определить, кто действительно пострадал несправедливо, а кто должен быть отлучен от государственной деятельности, необходимо создать некий механизм", - сказал он. Министр юстиции Денис Малюська заявлял, что необходимо создать комиссию для жалоб граждан, которые считают свою люстрацию незаконной. Соответствующий законопроект министр обещал разработать с народными депутатами. Ранее Европейский суд по правам человека постановил, что закон "Об очистке власти" нарушил права украинских чиновников.

Если брать в целом, то проблема, что речь идет по сути о наказании без установления вины. Наказывают людей, которые якобы формально ничем не провинились, кроме того, что в такой-то период находились на таких-то должностях. Все. Это логический недостаток этого закона. И то, что сейчас произошло, было достаточно прогнозируемым с самого начала.

Мы подключены к правовому полю Европы. Которое дает сигнал - сделали неправильно. Единственное, что это заняло много времени, но в конце концов произошло.

Прежде всего, законом о люстрации пытались поменять принцип наказания виновных. Нам власть отчитывалась: посмотрите, мы же столько поувольняли людей, которые были плохие. Но суть не в том, чтобы увольнять. А чтобы было наказание тех, кто реально виноват в преступлениях.

Нам власть отчитывалась: посмотрите, мы же столько поувольняли людей, которые были плохие. Но суть не в том, чтобы увольнять. А чтобы было наказание тех, кто реально виноват в преступлениях

Если в привлечении виновных за насильственные преступления против Майдана еще есть какая-то перспектива. Хотя бы часть привлечь к ответственности. Что касается именно чиновников, которые тогда воровали и покрывали убийства, похищения, касательно таких нам дали ​​"кость" - люстрируем всех. А оказалось, что и не люстрировали и не наказали.

Произошла чисто политическая история. Была политическая позиция власти.

Почему проиграли? В Европе принимали такие механизмы, как люстрация. Когда юридически признавали сам по себе преступным режим, преступными организации, как СС времен нацистской Германии. Есть ответственные за преступление и они уже не могут работать. А с индивидуальной степенью уже дальше разбираются в уголовном порядке. В Восточной Европе отстраняли коммунистов, которые совершали репрессии.

Ни одну организацию времен Януковича не было определено, как преступную. Поэтому сейчас оказались у разбитого корыта.

Ни одну организацию времен Януковича не было определено, как преступную

Смоделируем сценарий, что закона о люстрации не было бы. Народ бы требовал от власти, чтобы было наказание виновных. Чтобы были уголовные приговоры. Хотя бы условные, когда человек не может занимать высокие должности. С этой люстрацией ничего не происходило. Возможно, это было бы и лучше, чтобы не было такой люстрации в такой форме.

Могли пойти другими путями. Например, которым сейчас пытался идти Рябошапка в прокуратуре - давайте всех переатестируем. Вот это реальные механизмы. Дают возможность отсеивать.

В тоже время уволили кучу специалистов, которые были абсолютно лояльны, в частности, к Майдану.

Хотя есть и позитив. Такой отрицательный персонаж, как Исаенко - сейчас в ОПЗЖ, а ранее был заместителем министра. Вот таких тогда, пользуясь механизмом люстрации, немножко отодвинули от власти. Но они от власти все равно далеко не делись.

Поэтому сейчас не готов утверждать, был ли какой-то существенный позитив по сравнению с негативом от закона.

Закон об очищении власти делали люди, которые абсолютно ничего не понимают в праве. Сейчас его задним числом никак не поменяешь

Закон об очищении власти делали люди, которые абсолютно ничего не понимают в праве. Сейчас его задним числом никак не поменяешь.

Трудно понять, что предложит Малюська в этой ситуации. Сейчас есть два возможных порядка урегулирования этих споров. Далее пытаться судиться - находить зацепки, чтобы тянуть время. И договариваться во внесудебном порядке, находить возможности где-то обновлять.

Решение ЕСПЧ является частью нашего законодательства. У него даже приоритет над законами Украины. Если Европейский суд признал, что было незаконное увольнение, то этот закон, нормы, на которые он показал пальцем, в принципе сейчас не имеет права никто применять.

А чтобы делать нормальную люстрацию, нужно применять другие механизмы. Но сейчас никто о люстрации уже слова не скажет. Снова поменялся политический режим.

Игорь Луценко, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі