О "черной кассе" тихонько забыли, потому что замазанными окажутся все
Почти всем политическим игрокам было выгодно, чтобы эта история не раскручивалась
Специализированная антикоррупционная прокуратура закрыла уголовное производство в отношении бывшего председателя Центральной избирательной комиссии Михаила Охендовского, которого подозревали в получении 1,2 млн грн взяток с "черной кассы" Партии регионов. В обнародованной части амбарной книги также фигурировали министры, народные депутаты. В общем выплаты достигали $2 млрд наличными.
Сама по себе эта "бухгалтерия" не может служить допустимым доказательством. Ее нашли не процессуальным путем. Недостаточно какой-то строчки с суммой. Нужно искать доказательства дальше и это не просто.
Во-вторых, эффективность НАБУ настолько низкая, что если бы я на месте Охендовского узнал, что дело к ним попало, не волновался.
В-третьих, со стороны власти какого-то особенно запроса подталкивать это дело не было. Почти всем большим политическим игрокам было выгодно, чтобы эта история не раскручивалась. Потому что функция "черной кассы" была одна - ударить по Дональду Трампу. Это не внутренняя наша история. Наши политики на самом деле не хотели, чтобы грязное белье вытекало дальше.
Функция "черной кассы" была одна - ударить по Дональду Трампу
Из Партии регионов кормились нынешние "порохоботы", так называемые оппозиционные в то время СМИ и так далее. Может случиться так, что замазаны окажутся все. Поэтому история завершилась тем, что: ну была себе такая книга и на этом все.
То, что увидели в "бухгалтерии" - оно не было коррупцией в уголовном смысле. Это было ее частью. Когда деньги, полученные коррупционным путем, использовались далее для подкупа всех. Например, тех, кто травил тогда политических оппонентов. Оплата против них кампании. В том числе среди "честных" изданий, которые до сих пор пользуются большим уважением. Этот спрут тогда пустил щупальца, а сейчас тем более. К сожалению, предыдущий президент Петр Порошенко сохранил систему, когда большому политику надо платить блогерам, журналистам, за то, чтобы его поддерживали. Он эту "черную кассу" "регионалов" развил до нового уровня. Сейчас происходит подобное, но возможно в меньших масштабах. Но оно неэффективно, что показала избирательная кампания Петра Алексеевича.
Почему общество не требует ответов? Скажу честно - в Украине нет журналистики. Кадровый потенциал настолько сейчас упал. Настолько развратили аудиторию, что та не стремится к объективности. С другой стороны, рынок пустой - очень мало профессионалов. Ситуация сложная. Есть огромное количество лоббистских СМИ, которые выбирают тематику по другим критериям, нежели: интересно или не интересно обществу.
Политическая ответственность появится тогда, когда общество будет резко реагировать на истории, как с Охендовским
Политическая ответственность появится тогда, когда общество будет резко реагировать на истории, как с Охендовским. Он много заработал, пользовался уважением, доверием у предыдущего руководства страны. Скандал с "черной кассой" даже не составил ему никаких проблем на личностном уровне.
К сожалению, посттоталитарное общество считает, что иногда как-то там договориться, что-то получить - это как бы нормально и Бог с ним. Политическая ответственность появится тогда, когда будет политическая конкуренция без грязных методов с прозрачными СМИ.
Игорь Луценко, для Gazeta.ua