В "турборежиме" парламент сделал каждом украинцу подарочек

"Закатали в асфальт" все ростки цивилизованных прозрачных европейских процедур для НКРЭКУ

Каждый из нас является потребителем коммунальных услуг. Но отслеживать многочисленные изменения даже необходимых нам законов практически не имеем свободного времени. Тем более когда все так быстро происходит.

Изменения в закон о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг были зарегистрированы 3 декабря 2019 года. 5 декабря за них проголосовали в первом чтении, а 19 декабря - во втором. Так в "турборежиме" парламент сделал каждому украинцу подарочек на Николая.

Несмотря на многочисленные замечания Главного научно-экспертного управления и Главного юридического управления Верховной Рады, изменения приняли.

Насколько это было профессионально, качественно, законно, с государственническим взглядом на нового регулятора и главное, насколько это улучшит жизнь потребителям и субъектам рынка (исключая монополии) посмотрим вместе.

Вместо Верховной Рады конкурсную комиссию теперь образует и утверждает Кабинет Министров

1. Вместо Верховной Рады конкурсную комиссию теперь образует и утверждает Кабинет Министров.

2. Изменения в составе Конкурсной комиссии выглядят следующим образом: вместо двух человек по представлению топливно-энергетического комитета Верховной Рады, сейчас - три человека. Учитывая особенности конституционно-правового статуса комитет Верховной Рады не может быть уполномочен обеспечивать деятельность правительства в части осуществления подготовительных действий по организации формирования состава указанной Конкурсной комиссии. Такой вывод практически будущее представление в Конституционный Суд. И снова "те же грабли". Во-вторых - вместо двух человек по представлению президента, ни одного — потому что согласно решению Конституционного Суда президент не имеет таких полномочий. В-третьих, вместо одного человека по представлению Кабмина, сейчас два лица: одно лицо - по представлению Министерства энергетики и экологии и один человек - по представлению Министерства развития общин и территорий.

3. Увеличились взносы лицензиатов на содержание НКРЭКУ с 0,1% от чистого дохода плательщика за предыдущий квартал до 0,15%. В сопроводительных документах обоснования такого повышения отсутствует. На это обращало внимание народных депутатов Главное научно-экспертное управление. Общий бюджет поступлений НКРЭКУ за 2018 год составил 405 млн грн, за 2019 год - 451 млн грн. На 2020 год за счет увеличения планируется на уровне 680 млн грн. Основная статья расходов - заработная плата.

Общий бюджет поступлений НКРЭКУ за 2018 год составил 405 млн грн, за 2019 год - 451 млн грн. На 2020 год за счет увеличения планируется на уровне 680 млн грн. Основная статья расходов - заработная плата

4. Глава Комиссии НКРЭКУ будет иметь должностной оклад 354 225 грн вместо 236 150 грн, что на 118 075 грн больше. Член Комиссии НКРЭКУ будет иметь должностной оклад 283 380 грн вместо 188 920 грн - на 94 460 грн больше. Оклады других работников НКРЭКУ составят от 70 845 грн до 141 690 грн вместо диапазона от 47 230 грн до 118 075 грн. Обоснование такого повышения зарплат отсутствует. Кроме того, закон предусматривает еще премии на уровне 50% от должностного оклада. Так, фонд зарплаты регулятора за 2018 год составил 312 млн грн, 2019-го вырос на 10% - до 343 млн грн, в 2020 вырастет примерно на 17-20% - до 410 млн грн. Такими темпами НКРЭКУ скоро догонит по уровню зарплат и премий руководство Нафтогаза.

5. Сокращается минимальный срок подачи предложений и замечаний к проектам решений НКРЭКУ с одного месяца до десяти дней. Очень удобная норма, чтобы активные потребители и общественность просто не успевали надоедать регулятору своими замечаниями. Проекты своих решений регулятор готовит по меньшей мере в течение нескольких месяцев, и они часто составляют от 100 до 300 страниц. В то же время активные потребители и общественность должны это обработать за десять дней, я так понимаю календарных.

Судьба тарифов на транспортировку будет решаться за закрытыми дверями

6. Схема ротации членов НКРЭКУ: одного члена регулятора - до 1 июля 2020 года, одного - до 1 июля 2021-го, одного - до 1 июля 2023-го, двух членов регулятора - до 1 июля 2024-го, еще двух членов - до 1 июля 2025 года. Самое интересное в такой ротации то, что схема ротации с поименным списком утверждается президентом. Опять неконституционная норма и снова реальная перспектива получить решение Конституционного Суда.

7. "Установить, что процедуры, предусмотренные статьей №16 закона о НКРЭКУ по проектам решений регулятора по вопросам установления тарифов на транспортировку природного газа, в течение 2019-2020 годов не применяются". Переведем на человеческий язык: соответствующая статья закона называется "Проведение открытого обсуждения проектов решений регулятора". Это означает, что когда будет решаться судьба тарифов на транспортировку - это будет происходить за закрытыми дверями. Так просто "турборежим" "закатал в асфальт" все ростки цивилизованных прозрачных европейских процедур для регулятора. А он не очень сопротивлялся.

Мария Яковлева, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи