Почему Старшего брата в “1984” не изобразили Путиным?
Драматургия должна говорить современным языком
Режиссер Сергей Павлюк замахнулся на крайне сложную задачу - поставить на сцене "1984" Джорджа Оруэлла (адаптация Майкла Джина Салливана) - и не справился с этой задачей.
Язык драматургии и речь прозаического текста подчиняются совершенно противоположным законам. Драма - это всегда действие, по большому счету - буффонада. Прозаический текст - рефлексия. Драма - это всегда поведение. Проза - шизофрения медленного развертывания. Это различие между жанрами делает непригодными прозаические тексты для сценической постановки.
Сергей Павлюк попытался преодолеть это расхождение с помощью визуальных эффектов - цвета и света. И это ему удалось. Акт пыток, которым подвергался Уильям Смит, приобрел визуальной эффектности и истинной живописности.
Драматические мизансцены на фоне распятого в красных софитах узника оказались бледными и аморфными
Лирическую линию романа драматург попытался разыграть, поместив в пьесу, по сути, еще одну пьесу. Палачи из подвалов Министерства любви разыгрывают эпизоды из жизни Уильяма Смита и Джулии - своих заключенных. Благодаря этому интересному приему страницы из дневника Уильяма Смита должны были визуализироваться, а рефлексия превратиться в действие. Однако эта задумка завершилась полным фиаско. Драматические мизансцены на фоне распятого в красных софитах узника оказались бледными и аморфными.
Пьесу спасает только второй акт, в котором на сцене появляется О'Брайен (актер Юрий Фелипенко). Второе действие максимально близкое к тексту Оруэлла. Монологи О'Байена о власти, которая и является целью власти - это одни из самых сильных страниц Оруэлла. И несмотря на то, что второе действие спектакля - это, по сути, моноспектакль, оно производит сильное впечатление.
Особенностью романа Оруэлла является то, что Оруэлл фактически изобрел тоталитаризм: его атмосферу и эстетику. И вот, у меня возникают вопросы. Почему на входе в театр не было большого портрета Старшего брата? Почему в фойе не раздавали листовки - прокламации Голдштайна? Почему в кафе не наливали вонючий джин "Победа"? Почему не угощали отвратительными сигаретами "Победа"? Почему в гардеробе не выдавали вместо жетонов красные пояса "Антиполового союза"? Почему зрителей не заставили заходить в зал строем?
"1984" - история о тоталитаризме. Почему постановщик забыл о зрителях и не включил их в пьесу?
"1984" - история о тоталитаризме. Почему постановщик забыл о зрителях и не включил их в пьесу?
Драматургия должна говорить современным языком. Почему не было рамок-металлоискателей? Почему не было "космонавтов" с нашивками "Беркут"? Почему не было злых овчарок с красными языками?
Почему как Старшего брата не изобразили Путиным?
Первый акт нужно полностью переписать, забыв адаптацию Салливана, навсегда. Первый акт должен быть контрастом относительно второго. В нем должна быть история Уильяма Смита и его Джулии на фоне тотальной серости. Второй акт должен остаться историей предательства.
Я люблю Оруэлла. И убежден, сейчас мы способны постичь всю актуальность его текстов.