Опять "Даешь Польшу и Сингапур!". Не ожидайте много от украинских технократов

Непрочитанная лекция для новых политиков

По многим параметрам сегодняшнего дня я чувствую День сурка. Все это в той или иной форме, я уже переживал в разные периоды нашей новейшей истории. Прорыв новых политиков, всплеск нереальных ожиданий, эмоций, "вот теперь заживем", "даешь Польшу и Сингапур". Но все заканчивалось разочарованием и провалом. Конечно, каждая ситуация уникальна по своим параметрам, но очень близка по существу. Не верите?

2014 год. Яценюк формирует правительство из ведущих "технократов", которых мы видим и сегодня. Декларации Соглашения об ассоциации, безвиз, "Моя новая полиция", запуск децентрализации, в октябре 2014-го беспрецедентный пакет законов о борьбе с коррупцией, "уникальное" коалиционное соглашение и коалиционное большинство в Раде... Можно вернуться в 2004 год и вспомнить заявления о вступлении в ЕС в 2008 году. Возможно подобное происходило и в 1991-м, но я был слишком мал.

Очевидно, что одни и те же провалы, которые следуют за этими эйфориями имеют под собой одну и ту же причину. Эта причина очень проста - кризис имплементации, или другими словами невозможность приведения в реальность задекларированных целей.

Сравниваю Украину с развалившимся автомобилем. Но каждый новый водитель, который садится за руль, убежден, что ранее автомобиль не ехал, потому что были плохие водители

Я часто сравниваю Украину с развалившимся автомобилем. Это старый советский жигуль, из которого течет масло, он жрет нереальные объемы бензина в своем маленьком двигателе, и развивает скорость близкую к велосипеду. Но каждый новый водитель, который садится за руль, убежден, что ранее автомобиль не ехал, потому что были плохие водители.

В ноября 2014 года Петр Порошенко встретился с рядом активистов, среди которых был и я. Каждый говорил о своем, а я поднял вопрос имплементации. Я сказал Петру Алексеевичу, что на самом деле бесконечные декларации хорошей жизни завышают ожидания, зато для реализации этого всего не было ничего сделано. Система управления в то время была полностью развалена. Уровень невыполнения правительственных решений у одного известного реформатора составлял - 90%, правда это вовсе не коррелировало с его фейсбук-активностью. Я предлагал свою логику, что с этим всем стоит делать. Но Порошенко разнервничался и начал истерить на тему, как активисты его не ценят, и как все замечательно. Я ответил просто - вы сами выбираете свое будущее. Сегодня вы все видите будущее, которое он выбрал в 2014 году.

Попробую описать ключевые вещи, которые возможно помогут избежать очередного повторения истории.

Имплементация чего угодно имеет под собой простые составляющие:

1. Кадры

2. Ресурсы

3. Мониторинг и оценку

Кадры.

Проблема №1 - зарплаты.

Госслужба сегодня может успешно "порешать", но вообще не может работать на трансформацию и прорыв

Все эти годы государственные служащие получали официально одни из самых низких зарплат в Украине. Понятно, что это решалось доплатами, коррупцией. В результате госслужба сегодня может успешно "порешать", но вообще не может работать на трансформацию и прорыв. В лучшем случае служба делает текущую работу, а на самом деле "выживает". Именно поэтому, если взглянуть на 28 лет нашей независимости - мы не смогли реализовать ни один значимый инфраструктурный проект. Попытка сделать реформу государственного управления при Порошенко привела только к ухудшению ситуации. На службе возникла "классовая ненависть", где директорат получает зарплату от 1000 евро, а всю работу и дальше должны делать люди с зарплатой меньше, чем у оператора Новой почты.

Я, как и многие, возмущаюсь тому факту, на что сегодня превратилась патрульная полиция: мелкие коррупционеры. Но когда решил наехать на руководство, то услышал простое предложение найти тысячи классных людей на 8 тыс. грн. Я таких найти не могу, сомневаюсь, что кто-то может.

Проблема №2 - функциональные обязанности.

За 28 лет бюрократия намножила множество процедур, суть которых сводится к тому, чтобы не нашли крайнего

Функционал службы не проходил ревизий, и фактически сегодня есть масса должностей с советских времен, с одной стороны, а с другой - многие должности надули, чтобы делать экономию фонда заработной платы. Вся эта громоздкая история абсолютно неповоротливая для осуществления реформ. Кроме этого, за 28 лет бюрократия намножила множество процедур, суть которых сводится к тому, чтобы не нашли крайнего. Именно поэтому любой документ должен пройти сотни и тысячи согласований и пересогласований.

Проблема №3 - оутсорс.

Государственная служба закрыта. Она никак не стыкуется с внешним миром. Ни общественные организации, ни независимые эксперты, ни бизнес или инвесторы - никто не может иметь постоянное взаимодействие. С одной стороны, это советское наследие - власть всесильна, с другой - это уже следствие антикоррупционной мании последних лет.

Министерства, ЦОИВ, агентства - набрать с нуля

Я бы мог долго объяснять как бороться с этими проблемами, но есть одно простое решение - перезапуск органов власти с нуля. Министерств, ЦОИВ, агентств и т.д. - набрать с нуля. Да, это хаос, да - это серьезный вызов, но все успешные реформаторские кейсы начинались только в этой точке.

Ресурсы.

Реформы - это одна из самый затратный статей для государства. Ведь речь идет о внедрении новых технологий жизни и организации общества. Реализация реформ никогда в истории не совмещала справедливую социальную политику. Напротив государство вынуждено серьезно приносить социальную справедливость в жертву в пользу будущего развития. Еще сложнее ситуация, когда нация должна делать реформы и воевать одновременно. В такой стране вообще нет шансов на разговоры об уменьшении тарифов или повышение пенсий. Когда на встрече покойный Бендукидзе рассказывал нам как на любую заработанную копейку приходил его министр обороны и забирал на танки.

Реализация реформ никогда в истории не совмещала справедливую социальную политику

Ресурс №1 - общая инвентаризация.

Еще де Сото говорил, что бедные страны на самом деле обладают миллиардными ресурсами, которые просто не учтены. В нашей стране ситуация еще хуже. За тотальной коррупцией и мародерством сознательно уничтожалось множество документов о праве собственности. Несколько лет назад я побывал в городе, где мэрия не могла установить большинство коммунального имущества, поскольку предыдущий мэр просто уничтожил документы. Тотальная инвентаризация покажет колоссальный не занятый в экономике ресурс.

Ресурс №2 - неэффективная собственность.

У нас модно спасать "стратегические" предприятия. Но на самом деле, продажу государственной собственности следует начинать не с конфликтных проблемных активов, а наоборот, с не профильных и неэффективных. Сегодня, например, я был рядом с детской базой отдыха, которая принадлежит... СБУ. Или, например, интересно на сколько можно было бы поднять зарплату полиции от проданного на Шелковичной совкового отеля, принадлежащего МВД. Органы власти владеют десятками баз отдыха, столовыми, и кучей хлама. Так, Государственное управление делами обладает Житомирским ликеро-водочным заводом, не комментируя их молочные цеха и все остальное.

Органы власти владеют десятками баз отдыха, столовыми, и кучей хлама. Так, Государственное управление делами обладает Житомирским ликеро-водочным заводом

Ресурс №3 - партнерство.

Для многих решений государство могло бы позволить партнерство. Не только с бизнесом, но и просто с гражданами или общественными организациями. Так, социально ответственный бизнес или общественные организации могли бы брать на себя обязанности по благоустройству территорий, или помощи социально незащищенным. Это разгружало бы государство, и часто создавало бы гораздо лучший результат. Не надо трактовать всех подряд в антикоррупционной мании. Потенциальное сотрудничество с органами власти частного сектора не обязательно должно вести к коррупции.

Мониторинг и оценка.

Наконец последнее - контроль. Сегодня наша власть сама формирует политику, сама имплементирует и сама оценивает. Результат этого вы видите вокруг себя тотально. Во время своего не долгого пребывания на государственной службе я столкнулся с тем, что никто не хотел внедрять новые решения, не через коррупцию, а именно из-за не понимание как за них отчитаться. Только я выводил цифровые показатели эффективности - контакт терялся. И ключевая фраза была "зачем это писать, если есть риск не достичь". Именно поэтому, в государственных отчетах будете читать сплошную воду об улучшении и увеличении. Самое смешное, что часто формат отчетов вообще не соответствует формату принятых программ.

Поэтому ключевое решение в этом вопросе - вынести мониторинг и оценку за пределы исполнительной власти. Или это должны быть независимые аудиты или парламентский контроль, или другие способы - к дискуссии. Точно не может орган сам себя оценивать.

Не может орган сам себя оценивать

И в завершение. Я хочу, чтобы новому правительству удалось. Я точно знаю, что любой успех это "движение от неудачи к неудаче с ростом интереса". Время бежит и хуже для меня снова услышать фразу американцев "вы никогда не теряете шанс упустить шанс". Делать все возможное, и наш Украинский институт будущего тоже, только чтобы получилось.

Но вместе с этим не забываю фразу Тэтчер о мудрости всех возрастов: не надейтесь очень много.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі