Старые правила искоренения терроризма в эпоху гибридности не действуют
Поляризация превращает людей в "нелюдей". И потом убивает
Вчера пока украинцы выбирали президента, внимание мира было сосредоточено на другом. И та проблема также является нашей, какого бы президента мы не выбрали. Речь идет о теракте в Шри-Ланке.
В 2018 году Шри-Ланка занимала 49 место (между Бельгией и Испанией) в Мировом рейтинге терроризма. Была чуть ли не единственной страной региона, где рейтинги терроризма снизились за 16 лет (еще Непал) с момента завершения гражданской войны. Отсюда, первый вывод: разбудить терроризм в послевоенной стране - простая задача. Даже если нет прямых связей с предыдущей войной. Даже если война происходила на этнической основе (между тамилами и сингалами), а теракты имеют четкую религиозную окраску. Потому что завершение войны не приводит автоматически к перестройке мировосприятия людей на мирные рельсы. Война воспитала людей, готовых к насилию, в том числе и к кровавому. И это вывод для Украины.
Разбудить терроризм в послевоенной стране - простая задача
Теракт остался "бесхозным" - никто так и не взял ответственность за него. Даже Исламское государство, которое традиционно берет на себя все публичные акты насилия, промолчало. Возможно, там уже и некому заявлять, потому что "пресс-секретари" ищут новые должности в других структурах? Кстати, именно этим этот теракт похож на некоторые террористические акты в Украине. Когда цель террористов - не четкие требования, а формирование недовольства центральной властью. Или провокация конфликтов между другими группами. Мир вступил в эпоху гибридности и "ихтамнетства". Теракты также. Поэтому старые подходы, старые правила искоренения терроризма уже не будут действовать.
Однозначно можно говорить, что объектом теракта была христианская община. Религиозные мотивы в террористических атаках приводят к кровавыв последствиям. Религия четко проводит грань между "нашими" и "ихними". Поляризует. А поляризация превращает людей в "нелюдей". И потом убивает. Она превращает "других" в "врагов". Это тем, кто воспринимает людей, которые вынужденно оказались за линией столкновения на Донбассе исключительно, как прихвостней террористов.
Если террорист хочет, чтобы его услышали не только в стране, но и в мире, - он будет нападать на объекты, имеющие ценность для Запада
И еще важный момент в религиозности. Нападение произошло на христианские храмы, а потому имеет четкие параллели с западными ценностями. Мировой резонанс от терактов был бы меньше, если бы осуществляли не на традиционные для Запада религии. Вывод: если террорист хочет, чтобы его услышали не только в стране, но и в мире, - он будет нападать на объекты, имеющие ценность для Запада, и на граждан стран "золотого миллиарда". Поэтому теракт однозначно имел международный контекст. И искать его корни исключительно во внутренней ситуации в Шри-Ланке неуместно.
Теракты в Шри-Ланке были запланированными и организованными. Поэтому точно имели свой центр управления и направлялись на то, чтобы мир услышал их. Услышав, инициировал эффект домино в разделе людей по религиозным признакам. А любое разделение - это всегда основания к углублению конфликтов. В том числе и кровавых. А пока никто не сможет предсказать, где состоится следующий удар.
Богдан Петренко, для Gazeta.ua
Комментарии