Богдан Петренко
Заместитель директора Института исследования экстремизма
04.03.2019
572
1

Учителя становятся жертвами травли чаще детей

Во взрослой жизни буллинг переходит в завуалировано психологические формы

Суд в Хмельницкой области впервые в Украине привлек к ответственности несовершеннолетнего за травлю учителя. Старшеклассник заплатил 850 грн штрафа за системные оскорбления и издевательства.

Нам рассказывают, что травля - это преимущественно проблема в детских коллективах. На самом деле, это не так. Буллинг присутствует почти во всех человеческих группах, в том числе взрослых. Просто во взрослой жизни он переходит в другие формы - завуалировано психологические.

Травля педагогов учениками - одна из самых неприятных вещей. Ее формы могут быть разными: игнорирование замечаний, частичный или полный бойкот, демонстрация ненужности предмета, сознательное нарушение правил поведения именно на его уроках, слухи, прозвища, прямые оскорбления и физическое насилие. Это проблема не только Украины. Как показывает мировая статистика, учителя становятся жертвами травли даже чаще детей. 70-80% педагогов подтверждают это, тогда когда среди детей число жертв составляет около четверти. Почему это происходит?

Если 30 лет назад единицей социума был коллектив, то сегодня это уже индивид. С одной крайности мы перекинулись в другую

Во-первых - это тотальный рост нарциссизма. Если 30 лет назад единицей социума был коллектив, то сегодня это уже индивид. С одной крайности мы перекинулись в другую. Разумеется, дети пытаются выделиться, доказать свою значимость. Но подростки еще сильно зависят от собственного коллектива. И если коллектив предвзято относится к какому-то учителю (или из-за его авторитарности, или наоборот - неспособности сопротивляться) - всегда найдется тот, кто "вслух" выскажет этот протест. Чтобы поднять свой авторитет в коллективе. И хотя оправдания психологическому насилию нет, но в этом случае учитель провоцирует такое отношение к нему. Но и родители не научили ребенка поднимать собственную самооценку конструктивными путями, не дали раскрыться ребенку.

Во-вторых - потеря авторитета учителей. Информационная революция привела к тому, что учителя перестали быть интеллектуальными авторитетами для учащихся. Интернет дает возможность получить доступ к современным знаниям в считанные секунды. И как носители информации, педагоги уже не играют ценности для учащихся. Но они могли бы стать такими, если бы показывали как эти знания можно применять на практике. Другая причина потери авторитета - родители, которые постоянно недовольны учителями. Потому что если у ребенка низкий уровень знаний, то для родителей всегда будут виноваты учителя. Причем, они не только живут с этим убеждением, а постоянно его выражают. Часто при детях. В результате в школе учителей никто не слушает, потому что дети получили установку от родителей - "учитель не научит".

В школе учителей никто не слушает, потому что дети получили установку от родителей - "учитель не научит"

Вместо того, чтобы объединить усилия, родители и учителя продолжают воспринимать друг друга как оппонентов. И в процессе "мочилова" формируют и соответствующие модели у детей. Модели нетерпимости и неуважения к другим.

Богдан Петренко, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Геннадий Друзенко Международный юрист
Владимир Горбач Политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества
Виктор Вовк Общественно-политический деятель
Виктор Бобыренко Политолог
Ярина Матвийчук Журналист Украинской службы "Голоса Америки"
Погода