4 внутренние угрозы для Украины, которые помогут России победить
Москва намерена спровоцировать нестабильность и привести к власти пророссийские силы
Угроза пророссийского реванша на выборах 2019 года - которая существовала в 1994, 2004 и 2010 годах - сведена на нет. Даже если бы представители бывшей Партии регионов (а сейчас - "Оппозиционного блока") выдвинули единого кандидата, он бы занял возможно третье место, не попав во второй тур выборов. Зато есть уже три пророссийские кандидаты. Самый популярный из них - Юрий Бойко - может рассчитывать только на четвертое место.
Три фактора разрушили шансы представителей пророссийского лагеря.
Во-первых, политический. Партия регионов - единственная в истории Украины политическая машина - распалась, а Коммунистическая партия вне закона.
Во-вторых, избиратели. 16% украинских избирателей и 27 избирательных округов в Крыму и Донбассе находятся под российской оккупацией. Более 90% из этих избирателей проголосовали за Виктора Януковича в 2010 году, Партию регионов и КПУ в 2012 году.
В-третьих, раскол. В ноябре 2018 года "Оппозиционный блок" раскололся, когда из его состава исключили представителей газового лобби, которые с 2006 года делили власть в Партии регионов и "Оппоблоке" с донецким кланом. Сила политической машины Партии регионов основывалась на ее единстве, которого сейчас уже нет.
Хотя российская мягкая сила в Украине значительно ослабла, Москва намерена воспользоваться четырьмя потенциальными угрозами для Украины, чтобы вмешаться в ее внутренние дела, спровоцировать нестабильность и привести к власти пророссийские силы.
Все кандидаты в президенты говорят и ведут себя так, будто в Украине действует президентская система, однако это не так
Первой угрозой является возвращение к "оранжевой" политической нестабильности и хаоса. Практически все кандидаты в президенты говорят и ведут себя так, будто в Украине действует президентская система, однако это не так. Так же и избиратели винят во всем не правительство, а президента. Тимошенко пообещала, что подаст в отставку после 100 дней пребывания на посту президента (это будет конец июля), если за это время не сможет побороть олигархов. Однако как она сможет сделать хоть что-то в переходный период между президентскими и парламентскими выборами, имея всего 20 лояльных депутатов? "Батькивщина" не входит в состав коалиции, а находится в оппозиции к правительству, которое продолжит исполнять свои обязанности до осени этого года.
Украинская гибридная парламентская система требует сосуществования между президентом и парламентской коалицией, которая формирует правительство. Среди всех кандидатов только Петр Порошенко имеет значительную поддержку в парламенте: его парламентская сила вместе с "Народным фронтом" Арсения Яценюка насчитывают 215 депутатов. Юлия Тимошенко (20), Олег Ляшко (21) и Андрей Садовый (25) имеют одинаковое количество депутатов, а в состав "Оппозиционного блока" входят 38 депутатов. В то же время Гриценко и Зеленский никогда не имели собственных парламентских фракций.
Парламентская модель функционировала в Украине дважды - после Оранжевой революции и Евромайдана - однако дала совершенно разные результаты
Парламентская модель функционировала в Украине дважды - после Оранжевой революции и Евромайдана - однако дала совершенно разные результаты. "Оранжевый" период сопровождали политическая нестабильность и хаос, публичные ссоры между президентом Ющенко, Тимошенко и Януковичем и закулисные сделки. Пять лет было потрачено впустую: не произошло никакого прогресса в реформах или борьбе с коррупцией, а шанс присоединиться к ПДЧ в НАТО было потеряно. Следствием этого стала контрреволюция 2010 года.
Зато после 2014 года было восстановлено политическую стабильность (даже несмотря на российскую вооруженную агрессию) и хорошие отношения между президентом, правительством и парламентом. Благодаря этому нынешний период стал наиболее продуктивным для осуществления реформ и продвижения на пути европейской интеграции за весь период независимости с 1991 года.
Сегодня рейтинги кандидатов возглавляет Тимошенко, и она имеет хорошие шансы стать президентом. Пытаться ли Тимошенко достичь компромисса с парламентом, или диктовать ему свои условия? Сможет ли она сотрудничать с премьер-министром не с "Батькивщины"?
Возвращение к "оранжевой" нестабильности и хаосу способно создать предпосылки для российского вмешательства во внутренние дела Украины, как это случилось в 2010 году.
Вторая опасность - усталость от Украины в ЕС и МВФ
Вторая опасность - усталость от Украины в ЕС и МВФ. "Батькивщина" и Тимошенко крайне вяло поддерживали реформы в течение последних пяти лет. Согласно рейтингу "Vox Ukraine", "Батькивщина" хуже всех пяти так называемых "проевропейских" фракций голосует за реформаторские законопроекты в парламенте. Сама Тимошенко в аналогичном рейтинге 423 депутатов занимает низкое 330-е место. Кроме того, из уст Тимошенко регулярно раздается резкая популистская критика МВФ - вроде той, которую используют Радикальная партия и "Оппозиционный блок".
Учитывая предыдущие пять лет, вряд ли можно рассчитывать, что президентство Тимошенко позволит продолжить реформы и европейскую интеграцию Украины. Тимошенко угрожала разорвать соглашение с МВФ, что поставит под угрозу сотрудничество Украины с ЕС и его государствами-членами. Ухудшение отношений Украины с ЕС приведет к восстановлению непонятной многовекторной внешней политики, что Россия и пророссийские силы непременно попытаются использовать в свою пользу.
Результатом этого станет новый виток усталости от Украины, с которой Украина уже сталкивалась в конце президентской каденции Ющенко. Тогда ее сопровождала стагнация в отношениях Украины с ЕС.
Третья опасность - заключение невыгодного "мирной" соглашения с Россией. Почти каждый третий украинец не доверяет Тимошенко в вопросах России вследствие ее отказа осудить российское вторжение в Грузию в 2008 году и нежелания объяснить мотивы заключения невыгодного газового соглашения с Россией в 2009 году. На этих выборах практически все кандидаты используют антивоенный популизм в своей агитации, однако никто не приводит конкретных деталей реализации своего "плана достижения мира".
На этих выборах практически все кандидаты используют антивоенный популизм в своей агитации, однако никто не приводит конкретных деталей реализации своего "плана достижения мира"
"Мирный план" Тимошенко один из наименее понятных, а ее предложение по формату "Будапешт плюс" в Вашингтоне восприняли негативно. Администрации Трампа, в частности, не нравится ее необдуманное предложение включить Китай к переговорному процессу по урегулированию конфликта на Донбассе, ведь США имеет существенные разногласия с Китаем в ряде важных вопросов. Во время голосований в ООН, касающиеся Украины, Китай или поддерживает Россию, или воздерживается.
Невыгодное "мирное соглашение" с Россией грозит политической нестабильности и даже вспышкой насилия со стороны ветеранов (которые, как и солдаты, не доверяют Тимошенко) и националистов - вроде беспорядков возле парламента в августе 2015 года. Россия непременно использует такое смятение и нестабильность, чтобы вмешаться во внутренние дела Украины.
Четвертая угроза касается нарушения стратегического партнерства Украины с США. Это партнерство играет ключевую роль для национальной безопасности Украины, и во время президентства Порошенко оно стало крепче и углубилось. После 2014 года значительно увеличилось количество сфер, в которых США и Украина наладили сотрудничество. США передают и продают Украине оружие и вместе с другими странами оказывают учебную и техническую помощь украинским вооруженным силам.
Ослабление американского вектора в украинской внешней политике создаст пробел в ее безопасности, которім охотно воспользуется Россия
Если во время правления следующего украинского президента отношения Украины с ЕС и НАТО начнут падать, это сведет на нет всю работу, которая была осуществлена ради налаживания стратегического партнерства США и Украины. Ослабление американского вектора в украинской внешней политике создаст пробел в ее безопасности, которім охотно воспользуется Россия.
Итак, ключевые угрозы для европейской интеграции и деруссификации Украины лежат в плоскости ее внутренней политики. Российская мягкая сила и пророссийские организации в Украине значительно ослабли и находятся на обочине. Однако если после выборов будет реализовано любой из описанных выше четырех сценариев, Россия снова получит возможность вмешаться во внутренние дела Украины.
Тарас Кузьо, для Gazeta.ua
Комментарии