Французские власти наступают на киевские грабли

Законов протеста никто не отменял

10 человек погибли, более тысячи судебных решений и 3,5 тысячи задержанных. Такой результат двухмесячного противостояния во Франции. Движение "желтых жилетов", которое началось с 3% роста цен на топливо, в минувшие выходные пришло к очередной критической точке - попытки захвата государственного помещения. 5 января протестующие, взломав двери и окна, ворвались в одно из французских министерств.

Это было не первое столкновение. С начала акция сформировалась с элементами насилия. В первый день протестующие пытались пробиться в Елисейский дворец. В результате произошли и столкновения с полицией, и применения слезоточивого газа.

Один из законов протеста: насилие или останавливает протест (люди пугаются), или будет сопровождать акцию весь период, постоянно требуя повышать градус противостояния. Показательным стало то, что количество протестующих снизилось. Если 17 ноября в первый день протеста было заявлено о 120 тыс., то в минувшие выходные цифры просели до 25 до 50 тыс. человек.

Насилие или останавливает протест, или будет сопровождать акцию весь период, постоянно требуя повышать градус противостояния

Но уменьшение участников увеличило уровень агрессии с обеих сторон. Премьер-министр заявил о намерениях усилить ответственность за экстремизм во время акций протеста: запретить участие в них хулиганов и ношение масок.

И тут начинаются параллели с Революцией достоинства. Точнее с реакцией тогдашней власти на протесты. Напомню, что их восстановление в январе 2014 года - после традиционных для украинцев праздников - было простимулировано самой властью. А точнее - принятие парламентом "драконовских законов" 16 января, которые якобы направлялись против экстремизма (кстати, среди них и запрет балаклав). Киевские законы спровоцировали радикальных протестующих и привели к началу первой горячей фазы противостояния, которая продолжалась с 19 по 21 января. В результате мобилизация участников Майдана была не просто восстановлена после праздников, но переведена на другой - полумилитарный уровень.

Скажете - Париж не Киев. Да, хотя бы потому, что Янукович не шел на уступки, как это сделал Макрона. "Легитимный" решил давить. А Макрон сначала вывел из протестующих основную, хотя и инертную массу благодаря своим обещаниям.

Усиливать ответственность протестующих можно только тогда, когда сам протест или истек или власть уверена в своей победе

Но в целом это не меняет законов протеста. Если компромиссами вывести из толпы инертную массу, в ней останутся только радикалы. Которых с одной стороны - ничего не сдерживает и не ограничивает, а с другой - и не поддерживает. Из-за собственной малочисленности они могут просто "рассосаться". И спровоцировав эту радикальную часть, протест не просто восстановится, он перейдет в другую - кровавую фазу противостояния.

Поэтому усиливать ответственность протестующих можно только тогда, когда сам протест или истек или власть уверена в своей победе. А не во время "игры". Если конечно ваша цель - преодолеть, а не разжечь насильственное противостояние.

Богдан Петренко, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі