Преступники обрастали рясами, бородами и начинали верить в собственную святость

Форпост "русского мира"

"Тернопольская область, Кременецкий район, бл. Аркадию Петухалову".

И что такое это бл. в том адресе? Блатной? А может, "блакитний"? Что может означать это загадочное сокращение? Ответ знают в Лавре, скажут вам местные.

Мои знакомые львовяне, которые еще в 2000-х основали свой небольшой канадско-украинский почтовый бизнес, рассказывали, что в Почаев передачи возили не так уж и часто. Точнее, совсем редко. На Тернопольщине едва ли не каждая семья получала пакеты из Канады. И даже местные тюрьмы в Бережанах, Доброводах и Копычинцах регулярно получали. Но не Почаев, - пишет Юрий Андрухович для издания "Збруч".

Потому что посреди всего того плодовитого и гостеприимного Подолья он был как бельмо на глазу. Или, извините прямоту сравнения, как чирей на заднице. Никто из курьеров не хотел туда ехать, надо было потратить кучу времени и нервов, чтобы хоть кого-то найти. Ни настоящих имен, ни документов, ни прошлого в адресатов не было.

В Почаев они бежали веками - самые страшные преступники из самых далеких уголков Российской империи

В Почаев они бежали веками - самые страшные преступники из самых далеких уголков Российской империи. Бежали, чтобы скрыться и выжить. Обрастали рясами и бородами, зашивались в узкие пещерные трещины, исчезали в их мраке. Мимикрировали под святых, вплоть сами начинали верить в собственную святость. Потому что кто бы не поверил? Ежедневно полные автобусы православного населения со всего СНГ с пухлыми кошельками на пожертвование. Без кошелька нечего и соваться: именно здесь всегда процветал (да и сейчас процветает) сверхприбыльный бизнес с отпущения грехов.

Засилье русского языка (кто бы сомневался?), форпост "русского мира". Архитектурный комплекс Почаевской лавры еще совсем недавно находился в бесплатном пользовании - вплоть до 2052 года! - московской УПЦ. Такое решение приняло в 2003 году правительство премьера Януковича. В Почаеве даже построили для него (знакомый стиль!) две вертолетные площадки.

Засилье сумасшедших, поведенных на чудесах и исцелениях. "Ширяючі" (не от слова ли "ширка"?) иконы, святые старцы с глазами проходимцев, прайс-лист на исповедь и причастие. Кто теперь поверит, что триста лет еще не прошло, как Николай-Василий Потоцкий разворачивал здесь свои издательские и образовательные проекты? Что Почаев был светом, а не тьмой? Пока русский царь Николай І не забрал его в греко-католической церкви и не отдал российскому православию. Как будто с концами отдал.

Кто теперь поверит, что триста лет еще не прошло, как Николай-Василий Потоцкий разворачивал здесь свои издательские и образовательные проекты? Что Почаев был светом, а не тьмой?

Нам остается вспоминать, что на самом деле означало это место в нашей культуре. Например, "Почаевский Богогласник" - сборник украинских религиозных песен (духовных кантов и псалмов), распространяемый на рубеже столетий XVIII и XIX в юго-западной Украине и впервые выпущенный греко-католическими редакторами именно в типографии Почаевского монастыря (1790). Самая известная из наших колядка "Нова радість стала, яка не бувала" также оттуда. Как и "Ой зійшла зоря вечоровая, над Почаївом стала". Как и "Небо і земля нині торжествують". Где сейчас память о тех творцов украинского музыкального барокко?

Все в паутине московского православия вместе с его беглецами-зэками. Эту мертводушную атмосферу должен увековечить разве что Гоголь - тот, что был агентом царской охранки и некоторое время работал на Третье отделение императорской канцелярии. Здесь, в Почаеве, все, что он любил, только круче и сгущеннее. Почаевская лавра как разведывательно-диверсионный центр с подземным ходом до самого Кремля. Гоголь любил ходить на похороны и не вылезал из черной одежды, словно предчувствуя, что его похоронят заживо и он, проснувшись, перевернется в могиле. Он бы оценил святых отцов, летающих на вертолетах, а вместо звезд им указывают путь огни базовых станций мобильной связи.

Почаевская лавра как разведывательно-диверсионный центр с подземным ходом до самого Кремля

На входе в Лавру - жесткий строгий контроль. Женщинам запрещены декольте, брюки и короткие платья или юбки. Если бы что, в специальной комнате можно одолжить что-то мешковато подольше на замену. Как и платок для головы. Мужчинам сложнее: если пришел в шортах, охранники с каменными физиономиями предложат обернуться юбкой или пошлют - домой переодеваться. Гоголю пришелся бы по душе этот абсурдный театр.

Но больше всего, я уверен, его порадовала бы история с бл. Аркадием Петухаловым. И вот ее продолжение.

Местный дьяк просветил беднягу-курьера, загадочное бл. на посылке означает не "блатной" (как и не "блакитний"), а "блаженный". И добавил: "Ищите на паперти". Запитого и растрепанного, Аркадия нашли, хотя все равно не скоро - только через несколько месяцев. Уже собирались отдать пакет в Лавру, под митрополичью подпись, в пользу бедных, или, как они это называют, "на общак".

Блаженный вынырнул так же внезапно, как и исчез. "Молюсь Богородице, кушаю, что Бог послал. Посылка из Канады? Ааа, наверное, подельничек мой. Давай сюда, будем вскрывать кабанчика".

И обняв коробку обеими своими лапами, снова полез в узкую пещерную трещину.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи