Травля изменит на всю жизнь – и нападавшего, и жертву, и свидетеля

Дети живут в постоянном психологическом прессинге

Не всё насилие является буллингом. Это все равно, что каждый взрыв гранаты на мирной территории считать террористическим актом. Травля - это длительный процесс системного применения агрессивных действий одних людей к другим. Она не имеет возраста. Травля может происходить и в школе, и в рабочем коллективе. Не исключаю, что даже в доме престарелых.

Именно системность и продолжительность, формирует у всех участников буллинга специфические модели поведения. Они будут свойственны им в течение всей жизни. Начиная от комплекса неполноценности у жертв, криминальных проблем буллеров, завершая социальной пассивностью свидетелей.

Однократное применение насилия (физического или психологического) не имеет такого эффекта, как целенаправленное и долговременное пребывание в статусе "нападающего", "жертвы" или "свидетеля".

Буллинг - прежде всего, болезнь коллектива. Противостоять ему - это работать со всем классом

Когда путаем все случаи насилия, это снижает нашу способность бороться с ним. Потому что буллинг - прежде всего, болезнь коллектива. Противостоять ему - это работать со всем классом. А каждый отдельный случай насилия - это дело его непосредственных участников. Там можно обойтись индивидуальной работой.

Одна из главных особенностей медиа-восприятия буллинга: мы слышим только о крайностях. О тяжелых формах применения травля - когда за дело должна браться полиция. На самом деле, буллинг изящнее. Его цель - затравить всех: и жертву, и весь коллектив. Большинство случаев, как показывают иностранные опросы, касаются психологических форм травли: социальная изоляция, оскорбления и сплетни. И только на четвертом месте - в районе 5-6% от всех случаев - это применение легких форм физического насилия (пинки, толкание).

Дети живут в гораздо более сложном мире, чем просто вызовы физического насилия. Они живут в постоянном психологическом прессинге со стороны сверстников. Прессинге, о котором почти не говорят другим. Это необходимо учитывать и родителям, и учителям.

Богдан Петренко, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Евгения Кузнецова Писательница
Антон Сененко Cтарший научный сотрудник Института физики НАН Украины
Андрей Веселовский Дипломат, бывший представитель Украины в Европейском Союзе
Елена Подолян Психотерапевт, директор ОО "Форпост"
Мирослава Барчук Журналист