Что и почему дети выбирают между похвалой родителей и лайками собственного поста

Кибербуллинг нельзя преодолеть, забрав гаджет

Побить и выложить видео в сеть. Чернигов, Днипро, Одесса - это неполный список городов, где в последнее время произошли детские драки, на которые обратили внимание СМИ. Но мало кто обратил внимание на то, что видео издевательств спокойно выложили в YouTube. Оно "висело" там минимум несколько дней аккумулируя просмотры, распространения и ругательства.

И еще на одну особенность мало кто обращает внимание - подобных видео выложено в сеть сотни, а внимание общественности привлекают единицы. Те что нестандарт. Как, например, девчачьи драки. Драки ребят или травля без физического насилия не так интересуют. Поэтому такие видео могут просматривать в соцсетях годами. Они собирают ругательства, даже тогда, когда их участники уже давно помирились между собой.

Соцсети влияют на детскую жестокость следующим образом:

1. Чем жестче видео, тем больше просмотров, лайков и распространений. Такова уж человеческая сущность. Насилие, деньги и секс - три кита любопытства. Есть целое направление в кибертравле, когда насилие осуществляется ради того, чтобы снять его на видео и выложить в интернет. Потому что современное моральное удовлетворение для детей - это не похвала родителей, а количество лайков собственного поста.

Современное моральное удовлетворение для детей - это не похвала родителей, а количество лайков

2. Деперсонализация - анонимность всегда давала возможность быть жестоким. Это касается как того, кто осуществляет насилие, так и жертвы. Что психологически проще - зарезать врага ножом, глядя ему в глаза, или нажать на кнопку, которая запускает стратегическую ракету, от которой могут погибнуть тысячи неизвестных? То же самое в интернете - создается впечатление, что ты травишь не реального человека.

3. Безответственность - порождение деперсонализации. Ребенку кажется, что анонимный аккаунт позволяет ему бесконтрольно издеваться над другими. Никто за это не накажет.

4. Неспособность родителей проследить активность ребенка в интернете через разрыв поколений. Как правило, они пользуются различными соцмержамы и интересуются различным контентом.

5. Отсутствие безопасной зоны. Если от травли в школе можно спрятаться дома, то в интернете нет ни временных, ни пространственных ограничений.

И, конечно, жертва реальной травли может выплескивать накопившийся негатив в соцсетях, меняя свою роль с объекта травли на субъект.

Видимо, кто-то считает, что преодолеть кибербуллинг просто - забрать у ребенка гаджет и он в безопасности. Но это ошибочная позиция. Это не спасет, а станет лишь еще одним ударом по подростку. Реальный результат таких действий: ребенок в следующий раз вам просто не расскажет о проблеме. И, конечно, он найдет возможность зайти в интернет через другие устройства.

Если в 8-9 лет можно безболезненно контролировать, куда ребенок заходит в интернет, его логины и пароли, то с подросткового возраста у вас этого не получится

Второе - контроль активности в сети должен происходить с учетом возраста ребенка. Если в 8-9 лет можно безболезненно контролировать, куда ребенок заходит в интернет, его логины и пароли, то с подросткового возраста у вас этого не получится. Точнее так: максимум, что у вас получится - иметь пароль от его "официального" аккаунта. И так же "формально" быть спокойными, потому что там - на "официальной" странице всегда все будет хорошо. А что будет на других - вы даже не будете догадываться. Поэтому с возрастом от тотального контроля целесообразно отказаться в пользу прямого общения с ребенком. Сюда же я отнесу и веру во всемогущество технических средств контроля. То есть, контроль за перемещением ребенка в интернете с помощью программ-шпионов. На каждый щит есть свой меч - с умом можно обойти все. А вот когда ребенок узнает о шпионаже за ним, он вам перестанет доверять.

Третье - повышать собственную осведомленность в новейших технологиях и зарегистрироваться в тех социальных сетях, что и ребенок. Не ради контроля, а ради понимания как они работают. По меньшей мере, вам будет о чем поговорить с ребенком, например, о новых интернет-мэмах. Или о том, как защититься от вирусов или заблокировать человека, который "достает".

Ребенок должен научиться получать конструктивную информацию из социальных сетей, а не "бродить" там от тоски

Четвертое - "полезный интернет". Ребенок должен научиться получать конструктивную информацию из социальных сетей, а не "бродить" там от тоски. Попробуйте ему что-то поручить поискать, важное для вас. И помните, в травле виноваты не гаджеты, а реальные люди. Поэтому ничто не убережет сильнее вашего ребенка, чем его доверчивое общение с родителями.

Богдан Петренко, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Егор Стадный Директор аналитического центра CEDOS
Александр Полищук Военный дипломат, аналитик Фонда "Майдан иностранных дел"
Андрей Таицкий Преподаватель английского языка. Работает во Вьетнаме
Сергtй Тарута Народный депутат, лидер партии "Основа"
Вероника Мудрая Председатель общественной организации "Белая Лента"
Погода