Что и почему дети выбирают между похвалой родителей и лайками собственного поста

Кибербуллинг нельзя преодолеть, забрав гаджет

Побить и выложить видео в сеть. Чернигов, Днипро, Одесса - это неполный список городов, где в последнее время произошли детские драки, на которые обратили внимание СМИ. Но мало кто обратил внимание на то, что видео издевательств спокойно выложили в YouTube. Оно "висело" там минимум несколько дней аккумулируя просмотры, распространения и ругательства.

И еще на одну особенность мало кто обращает внимание - подобных видео выложено в сеть сотни, а внимание общественности привлекают единицы. Те что нестандарт. Как, например, девчачьи драки. Драки ребят или травля без физического насилия не так интересуют. Поэтому такие видео могут просматривать в соцсетях годами. Они собирают ругательства, даже тогда, когда их участники уже давно помирились между собой.

Соцсети влияют на детскую жестокость следующим образом:

1. Чем жестче видео, тем больше просмотров, лайков и распространений. Такова уж человеческая сущность. Насилие, деньги и секс - три кита любопытства. Есть целое направление в кибертравле, когда насилие осуществляется ради того, чтобы снять его на видео и выложить в интернет. Потому что современное моральное удовлетворение для детей - это не похвала родителей, а количество лайков собственного поста.

Современное моральное удовлетворение для детей - это не похвала родителей, а количество лайков

2. Деперсонализация - анонимность всегда давала возможность быть жестоким. Это касается как того, кто осуществляет насилие, так и жертвы. Что психологически проще - зарезать врага ножом, глядя ему в глаза, или нажать на кнопку, которая запускает стратегическую ракету, от которой могут погибнуть тысячи неизвестных? То же самое в интернете - создается впечатление, что ты травишь не реального человека.

3. Безответственность - порождение деперсонализации. Ребенку кажется, что анонимный аккаунт позволяет ему бесконтрольно издеваться над другими. Никто за это не накажет.

4. Неспособность родителей проследить активность ребенка в интернете через разрыв поколений. Как правило, они пользуются различными соцмержамы и интересуются различным контентом.

5. Отсутствие безопасной зоны. Если от травли в школе можно спрятаться дома, то в интернете нет ни временных, ни пространственных ограничений.

И, конечно, жертва реальной травли может выплескивать накопившийся негатив в соцсетях, меняя свою роль с объекта травли на субъект.

Видимо, кто-то считает, что преодолеть кибербуллинг просто - забрать у ребенка гаджет и он в безопасности. Но это ошибочная позиция. Это не спасет, а станет лишь еще одним ударом по подростку. Реальный результат таких действий: ребенок в следующий раз вам просто не расскажет о проблеме. И, конечно, он найдет возможность зайти в интернет через другие устройства.

Если в 8-9 лет можно безболезненно контролировать, куда ребенок заходит в интернет, его логины и пароли, то с подросткового возраста у вас этого не получится

Второе - контроль активности в сети должен происходить с учетом возраста ребенка. Если в 8-9 лет можно безболезненно контролировать, куда ребенок заходит в интернет, его логины и пароли, то с подросткового возраста у вас этого не получится. Точнее так: максимум, что у вас получится - иметь пароль от его "официального" аккаунта. И так же "формально" быть спокойными, потому что там - на "официальной" странице всегда все будет хорошо. А что будет на других - вы даже не будете догадываться. Поэтому с возрастом от тотального контроля целесообразно отказаться в пользу прямого общения с ребенком. Сюда же я отнесу и веру во всемогущество технических средств контроля. То есть, контроль за перемещением ребенка в интернете с помощью программ-шпионов. На каждый щит есть свой меч - с умом можно обойти все. А вот когда ребенок узнает о шпионаже за ним, он вам перестанет доверять.

Третье - повышать собственную осведомленность в новейших технологиях и зарегистрироваться в тех социальных сетях, что и ребенок. Не ради контроля, а ради понимания как они работают. По меньшей мере, вам будет о чем поговорить с ребенком, например, о новых интернет-мэмах. Или о том, как защититься от вирусов или заблокировать человека, который "достает".

Ребенок должен научиться получать конструктивную информацию из социальных сетей, а не "бродить" там от тоски

Четвертое - "полезный интернет". Ребенок должен научиться получать конструктивную информацию из социальных сетей, а не "бродить" там от тоски. Попробуйте ему что-то поручить поискать, важное для вас. И помните, в травле виноваты не гаджеты, а реальные люди. Поэтому ничто не убережет сильнее вашего ребенка, чем его доверчивое общение с родителями.

Богдан Петренко, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Евгений Ихельзон Основатель проекта "Я люблю Азию"
Сашко Даниленко Мультипликатор, художник
Леся Мыскив Основательница БО "Право на счастье"
Погода