Насилие среди молодежи становится модным. Почему?
В следующий раз хулиганы могут останавливать не электричку, а нечто более важное
"Мы с Максом выпили "Фанту" и остановили поезд". Полузабытый текст рекламы восстановился в памяти, когда молодые люди 30 июля остановили городскую электричку в Киеве. Ее разрисовали, а пассажиров забросали камнями.
В прошлом году аналогичное киевскому "хулиганство" состоялось с электропоездом "Гребенки-Киев".
Были и другие случаи блокировки электричек в Украине. В прошлом году люди стали на пути электропоезда в Барышевке, Киевской области. В апреле в этом году ситуация повторилась в Скнилове, а в мае - в Пустомытах Львовской области. Разница лишь в том, что здесь люди это делали с конкретной целью - выступали против уменьшения количества вагонов в электропоездах, потому что пассажиры и так не помещались.
Однако в основе всех случаев лежит ощущение безнаказанности умноженное на популяризацию агрессии как метода деятельности. Когда в стране насилие приводит к победам, а те кто его применяют - находятся на свободе, понятно, что никто не прекратит его использовать.
Когда в стране насилие приводит к победам, а те кто его применяют - находятся на свободе, понятно, что никто не прекратит его использовать
Плюс - поляризация общества. Если ты не с нами - то сразу "агент Кремля" или порохобот. У каждого свое видение справедливости, правоты. И завтра те, в отношении кого применяли насилие, будут применять его в ответ. Фактически, молодежь готова к агрессивной защите своих прав, главное - убедить, кто враг.
Случаи с молодыми людьми, которые останавливали и разрисовывали электрички очень похожи. И если на первый взгляд кажется, что никакой цели, кроме нанесения убытков они не преследовали, это не так. Есть несколько вариантов:
а) обучение радикальных групп. Остановить поезд - может быть и проверкой способности (не каждый способен на такое) и определенной инициацией (этап посвящения в члены группы, ведь совместное применение насилия ее объединяет);
Остановить поезд - может быть и проверкой способности и определенной инициацией
б) подражание. Это характерная модель поведения для молодежи и детей. Мода может быть на что угодно - от телефонов до суицидов и применения насилия. Кто-то просто захотел превзойти предыдущее нападение;
в) проверка способности к мобилизации. Не исключено, что в реальной жизни те, кто напал на поезд, не знакомы, а ими в соответствии руководит модератор через закрытый паблик. И это он проверяет членов группы на предмет их практической способности к таким действиям. При таких обстоятельствах это может быть и "рука Москвы", и рука радикальных ультрапатриотов.
Собственно, инцидент может сочетать все эти варианты. И не исключено, что в следующий раз, когда хулиганы прибухнут с Максом "Фанты", уже будут останавливать нечто более важное, чем электричку.
Богдан Петренко, для Gazeta.ua
Комментарии