Елена Шарговская
Журналистка
20.07.2018

Как убедить Украину, что курение убивает?

В мире этой теме посвящают большинство соцрекламы

То, что борьба с табакокурением актуальна для Украины - сомнений не вызывает. До сих пор каждый год 85 тысяч украинцев умирают от болезней, вызванных курением, по информации Минздрава Украины.

Впрочем, с 2010 года распространенность курения в Украине уменьшилась на 20%. Серьезные запретительные акты направлены против популяризации вредной привычки - реклама курения у нас запрещена с 2012 года. На пачках производители вынуждены размещать изображения, который наглядно показывают вред от курения. Активисты, однако, говорят, что надо идти дальше, чтобы успеть за Европой: запретить выкладывать сигареты в витринах, увеличить угрожающие картинки. А также - просвещать людей об опасности табака с помощью соцрекламы.

Каждый год 85 тысяч украинцев умирают от болезней, вызванных курением

Украина еще в 2006 году подписала рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе с табаком.

"Статья 12 этой конвенции побуждает государство взять обязательства и внедрять информационные и воспитательные кампании. Несмотря на это, в Украине нет государственной стратегии антитабачной кампании. Поэтому мы, как общественная организация, сталкивались с проблемой размещения материалов о вреде табака. Приходилось размещать их с помощью партнеров, и это носило фрагментарный характер", - такую одну из причин недостаточного присутствия направленной на популяризацию здорового образа жизни соцрекламы назвал Андрей Скипальский, председатель правления ОО "Життя", на круглом столе "Исследование состояния социальной рекламы. Будущее социальной рекламы в Украине".

В Украине только 7% социальной рекламы на телевидении посвящено общественному здоровью - посчитали специалисты Института массовой информации, измерив частоту выходов соответствующих роликов.

В Украине только 7% социальной рекламы на телевидении посвящено общественному здоровью

Стоит отметить, что в мире этой теме посвящают большинство соцрекламы. Ирина Морозова, директор коммуникационных программ организации "Vital Strategies", поделилась на том же круглом столе мировым опытом в проведении информкампаний, направленных на уменьшение табакокурения.

Можно выделить следующие подходы к регулированию финансирования и размещения антитабачных кампаний:

1. Расходы несут табачные кампании:

- лицензирование (Бразилия);

- решение суда по фактам недостоверной рекламы табачных изделий (Австралия, Канада);

- судебные иски (США);

- штрафы за нарушение законов, регулирующих продажу и производство табака (Франция).

2. Целевое использование налога на табачные изделия:

- Фонд Антитабачной программы инвестирует в антитабачные кампании $1 млн (Вьетнам);

- Антитабачные фонды также действуют в Филиппинах, странах Балтии, Таиланде.

3. Законодательно выделенное время на медиаканалах:

- медиаканалы предоставляют 90 минут в месяц эфира на ТВ и радио, в том числе 30 мин - в прайм-тайм (Турция);

- если демонстрируется процесс курения, то видеоматериал должен в начале, в середине и в конце содержать государственную антитабачную соцрекламу (Индия).

4. Долгосрочные приоритетные стратегические программы:

- национальная антитабачная программа в Австралии за 2009-2016 годы стоит AU$135 млн.

Национальная антитабачная программа в Австралии за 2009-2016 годы стоит AU$135 млн

Опыт Нью-Йорка, где ежегодно проводят срезы ситуации с курением, свидетельствует, что даже отдельные кампании также положительно влияют на снижение уровня употребления табака.

"Роль таких кампаний не только в информировании и создании положительных моделей поведения, но и в формировании общественного мнения, которое в свою очередь влияет на принятие соответствующих законов и, что самое важное, дальнейшее их выполнение. Важно перевести диалог из плоскости запретительных мер, когда принимают законы, действующие против людей, которые курят, в положительную ракурс: борьба за повышение уровня общественного здоровья, законов в поддержку здоровья людей", - подчеркивает Ирина Морозова.

В Украине же до сих пор нет общенациональной информационной кампании, направленной на популяризацию не курения. Так все действия активистов остаются дискретными, их эффективность от этого падает. Впрочем, они работают и в этом направлении. По словам Андрея Скипальского, они с единомышленниками уже наработали определенные предложения стратегического решения проблемы и непременно передадут их в Министерство здравоохранения и Мининформполитики.

Елена Шарговская, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи