Игры, в которые украинские политики играют с Путиным
Политсилам снова не хватает единства
В украинской политике есть своеобразная тенденция по отношению к Владимиру Путину и вооруженной агрессии России против соседей. Ее первые проявления можно было наблюдать в 2008 году, когда РФ вторглась в Грузию и де-факто аннексировала Южную Осетию и Абхазию. В 2014 году, когда Путин оккупировал и аннексировал Крым и начал гибридную вооруженную агрессию на востоке Украины, она снова проявила себя.
Впервые о разделении украинских политических сил по их отношению к российской агрессии написал руководитель департамента украинских студий Оттавского университета Доминик Арель в своей статье "Украина после войны в Грузии" для журнала "Survival". Хотя его анализ касался вторжения России в Грузию, он остается актуальным и относительно нынешней российской агрессии против Украины.
Из трех основных политических сил в Украине, Партия регионов в 2008 году и ее наследник "Оппозиционный блок" после 2014-го четко отстаивали пророссийские позиции. В 2008 году Партия регионов, Коммунистическая партия и российские национал-сепаратисты из Крыма стали единственными политическими силами в СНГ (за пределами России), которые поддержали независимость Южной Осетии и Абхазии. Даже верные союзники России Беларусь и Казахстан не решились на это.
Партия регионов, коммунисты и российские национал-сепаратисты из Крыма стали единственными политическими силами в СНГ, которые поддержали независимость Южной Осетии и Абхазии
Вторую группу представляют Блок Юлии Тимошенко в 2008 году и "Батькивщина" после 2014 года, которые демонстрировали нейтральное отношение к российской агрессии. В книге "Россия против всех: кризис мирового порядка после холодной войны" Ричард Саква пишет, что "Кремль также был открыт к конструктивному сотрудничеству с Юлией Тимошенко".
Российскому политтехнологу Алексею Ситникову запретили въезд в Украину. В интервью он сказал: "Я, например, был одним из тех, кто создавал Партию регионов еще в 2002 году, сидя в Донецке. Работал в штабе Оранжевой революции, и это мы придумали оранжевые веревочки как некий простой способ подмигивать единомышленникам. Я знаком с Юлией Тимошенко уже 20 лет, и у нас очень доверительные отношения. Нас многое связывает".
С 2014 Тимошенко ни разу не осудила Путина за аннексию Крыма и вооруженную агрессию на востоке Украины
С 2014 Тимошенко ни разу не осудила Путина за аннексию Крыма и вооруженную агрессию на востоке Украины. Имя Путина ни разу не прозвучало во время ее недавней конференции "Новый курс Украины". В своем нейтральном отношении к Путину Тимошенко изрядно напоминает американского президента Дональда Трампа, которому также крайне трудно критиковать Путина.
В своей статье Арель отмечает, что нейтралитет БЮТ стал очевидным из заявления тогдашнего лидера парламентской фракции этой политической силы Ивана Кириленко, сделанной 2 сентября 2008 года. Он сказал, что конфликт в Грузии - "не наша война" и что "нам не нужно втягиваться в иностранный конфликт".
Представители третьей группы политических сил - "Наша Украина - Народная самооборона" (НУНС) в 2008 году и "Блок Петра Порошенко" и "Народный фронт" после 2014 года - были и являются последовательными критиками российской вооруженной агрессии.
Ющенко "не колебался относительно своей реакции на события в Грузии". А со стороны Тимошенко Арель заметил "отсутствие реакции"
О Ющенко Арель пишет, что он "не колебался относительно своей реакции на события в Грузии". А со стороны Тимошенко Арель заметил "отсутствие реакции". "В течение всего конфликта в августе украинский премьер-министр не высказала своей позиции по войне, не говоря уже о публичной критике России", - добавляет Арель.
Он также отметил, что нейтральная (или даже пророссийская) Тимошенко в 2008 году существенно отличалась от антироссийской Тимошенко во время Оранжевой революции. Что-то изменилось в ее отношении к Путину и России в течение 2005-2008 годов.
Арель продолжает: "Молчание Тимошенко относительно войны в Грузии было таким красноречивым, что на сайте ее политической силы так и не было размещено ни одного официального заявления по этому поводу. Заявление наконец появилась на внеочередной парламентской сессии 2 сентября - тогда каждая фракция подготовила по меньшей мере одно заявление по поводу войны, однако ни одно так и не приняли. БЮТ и "Наша Украина", хотя официально и находились в составе одной коалиции не смогли согласовать совместное заявление".
Что-то изменилось в отношении Тимошенко к Путину и России в течение 2005-2008 годов
"Блок Тимошенко на самом деле даже не хотел ставить этот вопрос на повестку дня. Когда лидер этой парламентской фракции наконец обнародовал ее видение, позиция Тимошенко стала понятной. Осудив любое применение силы "всеми сторонами" и призвав к безусловному выполнению соглашения между ЕС и Россией без каких-либо оценок российской интерпретации ключевых положений этого соглашения, Тимошенко фактически заняла нейтральную позицию", - пишет Арель.
Позиция президента Ющенко и НУНС была гораздо ближе к позиции ЕС, чем БЮТ. Арель отмечает, что "на самом деле именно резолюция, представленная лидером "Нашей Украины" Вячеславом Крыленко, больше напоминала официальную позицию ЕС, который осудил "непропорциональный" ответ со стороны российской армии и призвал Россию "немедленно вывести все свои силы с территории Грузии".
Тимошенко в 2008-м и после 2014 года не демонстрировала четко выраженной поддержки территориальной целостности Украины
Тимошенко в 2008-м и после 2014 года не демонстрировала четко выраженной поддержки территориальной целостности Украины. Арель пишет, что "даже в принципиальном вопросе территориальной целостности Грузии БЮТ выразил свою поддержку в весьма общих чертах ("все стороны должны придерживаться принципов независимости, суверенитета и территориальной целостности"), тогда как ЕС назвал признание Россией Южной Осетии и Абхазии неприемлемым". Зато НУНС охарактеризовал российскую вооруженную агрессию как "абсолютное нарушение фундаментальных норм международного права".
Нейтральная (а на самом деле пророссийская) позиция Тимошенко и БЮТ выглядит довольно иронично, ведь между российской агрессией в 2008 году и в 2014-м есть четкая связь. Вялый ответ Запада на российскую вооруженную агрессию в 2008 году и желание новоизбранного президента США Барака Обамы (при поддержке государственного секретаря Хиллари Клинтон и посла США в России Майкла Макфола) перезагрузить отношения с Россией направили Путину полностью искажен сигнал о примирении. Путин поверил, что повторение вооруженной агрессии против другого соседа России, также приведет к слабой реакции со стороны Запада. К счастью, он серьезно просчитался.
Вялый ответ Запада на войну в Грузии в 2008 году и желание президента США Барака Обамы перезагрузить отношения с Россией, направили Путину искажен сигнал о примирении
Попытки Обамы и - недавно - Трампа перезагрузить отношения с Россией напоминают аналогичное поведение со стороны Тимошенко и БЮТ/"Батькивщины". Мы не знаем, почему и как антироссийская Тимошенко образца 2004 года стала сторонником нейтралитета и налаживания отношений с Россией в течение 2005-2008 годов, однако совершенно очевидно, что эта тенденция в украинской политике продолжается и сейчас.
В 2008 году Украине не хватало единой патриотической позиции, которая бы однозначно осудила действия России в Грузии. К сожалению, такого единства среди украинских политических сил не хватает и сегодня, потому что некоторые из них продолжают играть в перезагрузку отношений с Путиным - социопатом, который под "перезагрузкой" понимает полную капитуляцию.
Тарас Кузьо, для Gazeta.ua