Как воспитать жертву

Дети копируют поведение родителей

"Мой ребенок в этой школе стал жертвой травли" - такую фразу можно услышать от родителей, которые искренне пытаются защитить собственных детей. Но проблема в том, что это не школа порождает травлю.

Ребенок идет в школу не "чистым листом". Как будущие жертвы, так и будущие инициаторы буллинга несут в школу ценности, которые сформировались в их семьях. Дети калькируют поведение родителей - это, пожалуй, самый главный постулат, который надо запомнить.

Как будущие жертвы, так и будущие инициаторы буллинга несут в школу ценности, которые сформировались в их семьях

Первое. Если в семье совершается насилие, то для ребенка не проблема совершить/стать жертвой насилия в школе. Западные исследования говорят о 40% буллеров, которые растут в таких семьях. Но дети калькируют не только роль "насильника", но и роль жертвы. Поэтому если мать (или отец - не забываем о стирании гендерных различий) - жертва насилия в семье, но сохраняет семью "ради ребенка", то она рискует тем, что ребенок будет калькировать ее поведение. И в школе, и затем в своей семье.

Каждый сотый школьник растет в семьях, где насилие стало нормой. Но эта статистика не может успокаивать, поскольку речь идет только о тех семьях, которые официально состоят на учете. И всегда речь идет именно о физическом насилии. А дети копируют и психологическое.

Дети копируют как физическое, так и психологическое насилие

Второе. Калькирование нетолерантных моделей поведения. Если взрослые обсуждают соседей, друзей или знакомых в присутствии ребенка и используют определенные стереотипы (нетрадиционная сексуальная ориентация, происхождения человека, инвалидность, гендерные особенности, финансовые возможности), то эти же клише ребенок будет использовать и к школьному коллективу. Тем самым, нетерпимость просто передается по наследству.

Третье. Гиперопека - эта модель актуализировалась в последнее время среди родителей, которые пытаются защитить ребенка от угроз внешнего мира. Да, родители становятся для ребенка важны в этом случае. Но сам ребенок не способен принимать решения, в том числе и защитить себя от нападок сверстников. Здесь нарушается сложная дилемма: нужно выбирать между собственным эго родителей и индивидуальностью ребенка.

Четвертое. Отсутствие коммуникаций с родителями. Именно из-за отсутствия общения между жертвой и родителями, преследователи осознают собственную безнаказанность и продолжают совершать насилие. Родители не владеют информацией о жизни ребенка. Поэтому часто узнают о насилии на этапе, когда оно доходит до уголовного преступления. Кроме того, отсутствие коммуникаций приводит к тому, что ребенку не передаются основные ценности семьи. Его воспитывает улица с "романтизацией полукриминальных понятий" как "кодекс чести", "брат за брата" и другие.

Из-за отсутствия общения между жертвой и родителями, преследователи осознают собственную безнаказанность и продолжают совершать насилие

Пятое. Авторитарный стиль воспитания. При таком подходе ребенок воспринимает мир вне семьи как источник постоянной угрозы. Он не может быть гибким и часто замыкается на собственной семьи. Все новое для него - это зона дискомфорта. Такой ребенок сложно адаптируется к другим коллективам, а потому становится в них "белой вороной", которую "удобно" травить.

Собственно это только главные угрозы, которые могут идти из семейного воспитания. Конечно, очень удобно переложить проблему на школу. Хотя иногда стоит обратить внимание на то, что происходит внутри собственной семьи. Но это сложнее, чем винить во всем других.

Богдан Петренко, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі