Они защищали нас. Теперь нам защищать их

После войны

Стоим на вокзале, к поезду полчаса. Гитары лежат рядом, на горячем харьковском асфальте. Рядом притормаживает довольно молодой привокзальный пассажир - бритая голова, воспаленные глаза, выгорелая кожа, какие-то татухи, спортивная несвежая одежда. Подозрительный, словом, пассажир. И слушает нас так же - демонстративно подозрительно.

- Музыканты? - спрашивает.

- Ну, - говорим.

- Я знаю одного музыканта, - говорит он. - Положинского. Он к нам на промку приезжал, - добавляет и показывает свое удостоверение УБД.

- Мы к вам тоже приезжали, - отвечаю. - Пару раз.

- Дайте 50 гривен, - говорит вдруг. - Мне на билет надо. Вы не подумайте - я нормальный.

Мы не успеваем подумать, даем. Он быстро исчезает. Слишком быстро. Вряд ли пошел за билетом. Какой уж тут билет, - пишет Сергей Жадан для "Радио Свобода".

Грузимся в вагон, поезд трогается, а мы еще долго обсуждаем этого удивительного пассажира. Вспоминаем возвращающихся военных, вспоминаем, какими они разными возвращаются - кто-то спокойный и сосредоточенный, кто-то поломанный и разбалансированый, кто-то возвращается так, как забегают домой между занятиями - схватить что-то перекусить, одеть свежую одежду и обратно - туда, где привычно, где естественно, где знаешь, как быть и что делать. То есть на войну.

Кто-то возвращается так, как забегают домой между занятиями - схватить что-то перекусить, одеть свежую одежду и обратно - на войну

Думаем, что действительно могли видеть его, этого неприкаянного участника боевых действий, там, где он был всем нужен, где его присутствие и поведение ни у кого не вызывали вопросов. Легко могли там видеться, даже перекинуться несколькими словами, даже сидеть за одним обеденным столом. Так и не запомнив друг друга. Разве всех запомнишь? Разве мы вообще выделяем для себя этих участников боевых действий - каждый отдельно, с его собственным именем, с его голосом, с его историей? Мы же обычно говорим о военных во множественном числе: наши ребята, наши защитники, наши герои. Вот наши ребята вернутся и наведут здесь порядок. Вот дайте нашим ребятам приказ и увидите. Помолимся за наших ребят, не смей в них сомневаться. За них действительно стоит молиться, если есть такое умение, и сомневаться в них не приходится - во всяком случае нам, гражданским, тем, кто так и не взял в руки оружие. Но хорошо бы видеть их лица и слышать их голоса уже сейчас - когда они там, когда они отделены от нас этим необъявленным и не до конца оговоренным термином "война".

"Нашими ребятами" они для нас являются до тех пор, пока воюют за нас

Хорошо бы различать их "там", потому что, возвращаясь "оттуда", они часто перестают быть собой вчерашними, растворяясь с нами, приспосабливаясь к нашим обстоятельствам, часто для них непонятных. И все наши решительные заявления о том, что "ребята придут и наведут порядок", разбиваются об одну досадную, но такую простую вещь - "нашими ребятами" они для нас являются до тех пор, пока воюют за нас. Вернувшись и переодевшись, то есть разоружившись, они становятся не менее уязвимыми и беззащитными, как и все гражданские. И очень часто поддержки и помощи нуждаются именно они. А поддержка и помощь наши, к сожалению, часто ограничиваются социальными сетями и кухонными разговорами.

Ну действительно - многие из нас готовы увидеть воина света в пацане, который выпрашивает себе 50 гривен на привокзальной площади, чтобы закинуться и забыться еще на пару часов? Многие из нас готовы об этом говорить? О военных так говорить не принято. Лучше фальшивый пафос, чем желание признать проблему. Лучше патриотический популизм, чем желание как-то помочь. Иногда кажется, что это не они нас прикрывают, а мы прикрываемся ними - прикрываем ими собственную неспособность строить свою страну, свою неготовность брать на себя ответственность, собственное бессилие, свою недалекость.

Иногда кажется, что это не они нас прикрывают, а мы прикрываем ими собственную неспособность строить свою страну, свою неготовность брать на себя ответственность, собственное бессилие, свою недалекость

Мы все нуждаемся в поддержке и понимании. Мы все находимся в равных условиях. В нашей стране это прежде всего - равные условия беззащитности. И никакие красивые слова о новой армии, которая воплощает в нашем воображении лучшие этические и психологические качества, не спасают нас от неизбежности сосуществования с ними - реальными, живыми, настоящими военными, которые не всегда соответствуют нашим высоким требованиям и не менее высоким идеалам, но которые - так же, как и мы - вправе быть увиденными, услышанными и понятными.

Иначе за что они воевали?

Они защищали нас. Теперь нам защищать их. Иначе не получится.

Copyright © 2018 RFE / RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа / Радио Свобода

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі