Почему субсидии - зло?

Эпидемия будет разрастаться. Цена на газ для населения может вырасти на 70%

Субсидии - вынужденная необходимость, с которой привыкло мириться украинское общество. То, что мыслилось как краткосрочная мера для поддержания малоимущих граждан в условиях повышения коммунальных тарифов, превращается в общий феномен, и начинает определять социальное лицо общества.

Долго нынешняя практика субсидирования существовать в Украине не может, ведь она разлагает общество изнутри.

Например, чтобы получать субсидию ты должен иметь доход ниже определенного предела. Если будешь получать выше, то ты и за коммуналку не сможешь заплатить, и прожить нормально - тоже.

Это создает ситуацию, в которой социальный паразитизм - наиболее рациональная стратегия выживания. Зачем устраиваться на работу, если это только приведет к потере субсидий?

Социальный паразитизм - наиболее рациональная стратегия выживания. Зачем устраиваться на работу, если только потеряешь субсидию?

Во-вторых, это способствует закреплению "теневого рынка труда" как нормы. Зачем устраиваться официально, если так ты потеряешь субсидии? А если и устраиваться - то лишь на минимальные ставки. Не трудно предположить, какие это может иметь негативные последствия для общества. В частности, в плане налогообложения.

В конце концов, чисто психологически это приучает людей к пассивности, безинициативности, отсутствии заботы о собственном будущем.

Приучает к пассивности, безинициативности, отсутствии заботы о собственном будущем

Очевидно, что сейчас никто никакие субсидии не отменит, ведь это приведет лишь к тотальным невыплатам и коллапсу жилищно-коммунального хозяйства. В то же время, надо что-то менять с самой системой субсидирования. Закладывать основы того, чтобы завтра ее можно было отменить. Иначе - Украину ждет неизбежный крах.

Здесь вариантов может быть только два. Во-первых, повышение доходов граждан. Причем - радикальное. Изменение всей системы оплаты труда, отказ от советских "тарифных сеток" и других принципов. Конечно, это тоже сразу не произойдет, ведь зарплаты на производстве имеют связь с производительностью труда. Но в конце концов это произойдет, потому что времена "дешевой рабочей силы" в Украине проходят, а Польша и Чехия все сильнее "манят" украинских рабочих своими зарплатами.

Времена "дешевой рабочей силы" в Украине проходят, а Польша и Чехия все сильнее "манят" украинских рабочих своими зарплатами

Но уже сейчас можно решить хотя бы одну задачу - не допустить дальнейшего галопирующего роста тарифов, которое неизбежно приведет к расползанию "субсидиевой язвы".

Цена на газ для населения может вырасти на 60-70%, сообщил глава Нацкомиссии по государственному регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг Дмитрий Вовк. А это уже - очень серьезно. Если это произойдет - мы можем перейти "точку невозврата".

Но откуда берется эта цена? Нам говорят о "рынке", и это - правда. Но проблема в том, что к рыночной цене в сфере газоснабжения всегда добавляется в украинских реалиях коррупционная составляющая. Классическая схема - т.н. "балансировка газа".

К рыночной цене в сфере газоснабжения всегда добавляется в украинских реалиях коррупционная составляющая

Итак, НАК "Нафтогаз Украины" по контрактам с предприятиями теплокоммунэнерго (ТКЭ) должен поставить им газ по цене 5 930,4 за тыс. куб. Факт поставки подтверждает только подписанный обеими сторонами акт приема-передачи газа. При этом тарифы на тепло рассчитаны исходя из того, что цена газа для тепла и горячей воды составляет именно 5 930,4 грн за тыс. куб. Меняется цена - должен меняться тариф. Но как может измениться фиксированная цена? Очень просто! К примеру, предприятие ТКЭ получает газ, подписывает акт его приема-передачи с ценой 5 930,4 грн за тыс. куб. и передает документ на подпись в "Нафтогаз". Но в правовых нормах ничего не указано, что делать, если "Нафтогаз" не подпишет этот документ. Но после этого потребленный предприятием ТКЭ газ "зависает", ведь нет документального подтверждения, кто его поставил и кому. А если "газа нет", то его надо "получить", не так ли? Поэтому "Укртрансгаз" (оператор газотранспортной системы) спешит задокументировать "зависший" газ как небаланс. Чтобы закрыть "небаланс", он начинает "балансировку". Это - докупки "небалансного газа" "Уктртрансгазом" по рыночной цене.

Нас готовят, что эпидемия субсидий будет разрастаться и дальше

Еще одна похожая "махинация" - попытка взыскать с облгазов "плату" за пользование газоразделительными узлами, которые согласно законодательству не могут быть в другой собственности, кроме государственной, а потому и арендоваться не могут. Соответственно, ими можно пользоваться только на условиях оплаты амортизации, что и делалось до недавнего времени. Очевидно, единственная цель всех этих игр с газораспределительными узлами - создание завуалированных условий для очередного повышения тарифов. Ведь если облгазы удастся заставить платить аренду, то делать они это путем повышения тарифов для граждан.

Очевидно, нас готовят, что эпидемия субсидий будет разрастаться и дальше.

На практике это будет означать:

- рост нагрузки на работающих официально и легально;

- переход большинства граждан на "нелегальное положение";

- дальнейшая маргинализация общества.

Стратегически - только существенное повышение официальных доходов граждан, в том числе, и установление минимальной почасовой оплаты

Очевидно, так продолжаться не может. Стратегически это может означать только существенное повышение официальных доходов граждан, в том числе, и установление минимальной почасовой оплаты.

Тактически нам надо сдержать разрастание субсидий хотя бы сейчас, а сделать это можно только противодействием теневым схемам в газовой сфере.

Петр Олещук, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі