Армейская “дедовщина” в школьной программе

Литературные издевательства над школьниками

С 1 сентября этого года украинские школьники получат кардинально, если не сказать – радикально обновлённую программу по литературе. Над ней работали Министерство образования, учителя, подключили детей и их родителей. Результат: в программе средней школы уже есть произведения Стивена Кинга, Пауло Коэльо, Габриэля Гарсиа Маркеса, Харуки Мураками, Джорджа Оруэлла, нобелевского лауреата Боба Дилана, - пишет Андрей Кокотюха для "Главред".

Педагоги, принявшие участие в её составлении, уверены – это победа. Наконец юным украинцам в школах предложат ту литературу, которая им близка. Программу облегчили. Она стала демократичней и понятней. Теперь дети не будут бегать от чтения, как черти от ладана. Наконец смогут читать то, что близко им по возрасту. И главное – получат современную, актуальную книгу. Для популяризации чтения – самое оно.

Теперь дети не будут бегать от чтения, как черти от ладана

От такого разгула демократии далеко не все в восторге. Например, литературовед Ростислав Семкив удивлён, почему одних авторов предлагают для обязательного чтения, других – для необязательного. То есть, на выбор, как внеклассное. Могу поспорить на что угодно: у господин Семкива найдётся как минимум несколько сотен единомышленников среди коллег.

Каждый из них готов предложить украинским школьникам свой собственный список литературы, обязательной для изучения в школьной программе. Из вновь утверждённого списка вычеркнет многих. Первыми в списке репрессий будут Стивен Кинг, которого ещё называют Королём ужасов, и Пауло Коэльо, он же – Король банальностей. Вместо них педагоги – гуманитарии готовы предложить (читай – навязать) школярам произведения Франца Кафки и Джеймса Джойса. На вопрос: "Зачем?" у них готов ответ: "Затем, что детей со школьной скамьи надо приучать к сложным текстам, заставляющим думать".

Подобные убеждения конфликтуют с ситуацией, которая сложилась последние годы с чтением как таковым. Родители и учителя литературы отмечают резкое падение интереса детей к книгам. В детсадах и начальной школе дела обстоят ещё так сяк: пока сознательные родители покупают и читают своим чадам, те не против. Школьники предпочитают даже не комиксы, а компьютерные игрушки, общение в соцсетях, чтение блогов и "комментов", просмотр разных youtube–каналов. Чтение именно книг уходит из системы ценностей.

Введение в школьную программу современных и актуальных авторов, которые на слуху и которых интересно читать, должно, по мнению педагогов, исправить ситуацию. Не сразу, но – постепенно изменить к лучшему отношение к книге.

Стивен Кинг известен и популярен даже среди тех подростков, кто ни одной его книги в руках не держал

Тот же Стивен Кинг известен и популярен даже среди тех подростков, кто ни одной его книги в руках не держал. Хотя предлагаемая программой "Мораль" Кинга – произведение малоизвестное. А значит, не так зацепит подростка, как "Тёмная башня" или хотя бы "Зелёная миля". Этот роман относится к лучшим произведениям Короля ужасов, сочетает в себе популярную форму и глубокий гуманистический смысл. Потому в школах может быть более полезным. Впрочем, даже маленький рассказ известного во всём мире писателя может подтолкнуть школьников прочесть на досуге другие его книги.

Во всём внешнем позитиве и правильном выборе направления популяризации чтения есть важный момент, о котором не говорят вслух. Речь идёт о том, чтобы добавить украинским школьникам близкую, доступную для понимания в их возрасте зарубежную, преимущественно – европейскую и американскую литературу. И совсем не обсуждается вопрос модернизации программы по литературе отечественной, украинской.

С русской литературой тоже не всё понятно. Многим учителям не нравится исключение из обязательной школьной программы "Анны Карениной". Даже преподаватели украинской литературы выросли на Толстом и хотят обязательно заставить современных украинских школьников это читать. Процесс напоминает формат армейской "дедовщины", рождённой в СССР: те, кто прослужил в муках год, желают таких же мук новобранцам.

Процесс напоминает формат армейской "дедовщины", рождённой в СССР: те, кто прослужил в муках год, желают таких же мук новобранцам

Сказанное касается не только потерявшей актуальность русской классики. К украинской классической литературе те же претензии. Школьники считают её издевательством. И никакой Стивен Кинг не компенсирует обязательное изучение Панаса Мирного, Михаила Стельмаха и Олеся Гончара.

Более того - ситуация грозит выйти из-под контроля. Если украинские школьники обретут интерес к чтению – расклад будет не в пользу украинской литературы. Особенно классической. Пусть даже речь о классике ХХ века. Хотите интересного чтения? Так Маркес интереснее Гончара! Коэльо актуальнее Тютюнника. А рассказы Стивена Кинга куда занимательнее аналогичных произведений любого украинского советского, антисоветского и даже несоветского автора, которого предлагает программа.

Спасти ситуацию или хотя бы выровнять её МОН вполне способен. Для этого нужно пойти по той же схеме: собрать учителей, детей, их родителей и определиться как с украинскими персоналиями в обязательной программе, так и с формой подачи их произведений современным украинским школьникам. Уже читающим Стивена Кинга.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

6

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Сергей Курганов Генеральный директор риэлторского объединения "ПРОСТОР"
Евгения Кузнецова Писательница
Антон Сененко Cтарший научный сотрудник Института физики НАН Украины
Андрей Веселовский Дипломат, бывший представитель Украины в Европейском Союзе
Елена Подолян Психотерапевт, директор ОО "Форпост"